Принят
Государственной Думой
27 сентября 2002 года
Одобрен
Советом Федерации
16 октября 2002 года
1. При рассмотрении дела о банкротстве финансовой организации предусмотренные настоящим Федеральным законом финансовое оздоровление и внешнее управление не применяются.
2. В случае возбуждения дела о банкротстве финансовой организации по заявлению временной администрации в связи с установленной временной администрацией невозможностью восстановления платежеспособности финансовой организации предусмотренное настоящим Федеральным законом наблюдение не применяется.
(Статья дополнительно включена с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ.)
1. При рассмотрении дела о банкротстве финансовой организации лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве наряду с другими лицами, указанными в пункте 1 статьи 35 настоящего Федерального закона, признается контрольный орган.
2. При рассмотрении дела о банкротстве финансовой организации лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве в пределах полномочий, установленных для него настоящим Федеральным законом, наряду с другими лицами, указанными в пункте 2 статьи 35 настоящего Федерального закона, признается саморегулируемая организация финансовых организаций, членом которой является финансовая организация.
3. В случае введения в отношении финансовой организации наблюдения или признания финансовой организации банкротом и открытия конкурсного производства в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, арбитражный управляющий обязан уведомить в течение десяти дней с даты введения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, лиц, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, о введении в отношении финансовой организации соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
(Статья дополнительно включена с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ.)
1. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании финансовой организации банкротом наряду с лицами, указанными в статье 7настоящего Федерального закона, обладают временная администрация и контрольный орган.
2. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании финансовой организации банкротом возникает у конкурсного кредитора по денежным обязательствам по истечении четырнадцати дней с даты, когда такое денежное обязательство должно быть исполнено.
Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании финансовой организации банкротом возникает у уполномоченного органа по истечении четырнадцати дней с даты принятия решения о взыскании задолженности за счет денежных средств или за счет иного имущества должника либо с даты вступления в законную силу решений суда, арбитражного суда о взыскании с финансовой организации задолженности по обязательным платежам.
Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании финансовой организации банкротом возникает у временной администрации с даты принятия контрольным органом решения о подаче временной администрацией в арбитражный суд заявления о признании финансовой организации банкротом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании финансовой организации банкротом возникает у контрольного органа с даты обнаружения контрольным органом признаков банкротства финансовой организации, если временная администрация не назначена.
Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании финансовой организации банкротом возникает у работника, бывшего работника должника, если имеется подтвержденная вступившим в законную силу судебным актом не погашенная в течение более чем трех месяцев задолженность по выплате выходных пособий, оплате труда в размере и в порядке, которые устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством.
(Абзац дополнительно включен с 29 сентября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 186-ФЗ.)
3. При обращении в арбитражный суд с заявлением о признании финансовой организации банкротом требования, предусмотренные пунктом 3 статьи 6 и пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, не применяются.
4. Заявления конкурсного кредитора, работника, бывшего работника должника и уполномоченного органа о признании финансовой организации банкротом должны отвечать требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, к заявлению соответственно конкурсного кредитора, работника, бывшего работника должника и уполномоченного органа с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 сентября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 186-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
5. При подаче заявления о признании финансовой организации банкротом в нем не указываются кандидатура арбитражного управляющего, наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий.
При принятии заявления о признании финансовой организации банкротом арбитражный суд обращается в контрольный орган, который представляет в арбитражный суд кандидатуру арбитражного управляющего или саморегулируемую организацию, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, в течение семи рабочих дней с даты получения обращения арбитражного суда.
Порядок выбора контрольным органом кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, устанавливается регулирующим органом.
Положения абзацев второго и третьего настоящего пункта не применяются в деле о банкротстве страховой организации.
(Абзац дополнительно включен с 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ.)
6. Копия заявления о признании финансовой организации банкротом и копии прилагаемых к нему документов направляются заявителем должнику и в контрольный орган.
Копия заявления финансовой организации и (или) временной администрации о признании финансовой организации банкротом и копии прилагаемых к нему документов направляются заявителем лицам, указанным в пункте 4 статьи 37 настоящего Федерального закона, и в саморегулируемую организацию финансовых организаций, членом которой является финансовая организация.
В заявлении конкурсного кредитора о признании финансовой организации банкротом в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, могут не указываться и к этому заявлению могут не прилагаться вступившее в законную силу решение суда, арбитражного суда или третейского суда, рассматривавших требования конкурсного кредитора к должнику, и судебный акт суда или арбитражного суда, на основании которого выдан исполнительный лист на принудительное исполнение решения третейского суда.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 409-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Статья дополнительно включена с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ.)
1. Заявление контрольного органа о признании финансовой организации банкротом подается в арбитражный суд в письменной форме. Указанное заявление подписывается руководителем контрольного органа или лицом, уполномоченным руководителем контрольного органа на подачу заявления о признании финансовой организации банкротом.
2. В заявлении контрольного органа о признании финансовой организации банкротом должны быть указаны:
1) наименование арбитражного суда, в который подается указанное заявление;
2) наименование финансовой организации, ее адрес и идентифицирующие финансовую организацию сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика);
3) наименование контрольного органа и его адрес;
4) размер требований кредиторов по денежным обязательствам, размер задолженности по обязательным платежам, стоимость имущества (активов) финансовой организации или иные имеющие отношение к рассмотрению дела о банкротстве сведения;
5) кандидатура временного управляющего (фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, наименование и адрес саморегулируемой организации, членом которой он является) или наименование саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий, и ее адрес;
6) перечень прилагаемых документов.
3. К заявлению контрольного органа о признании финансовой организации банкротом могут быть приложены имеющиеся у контрольного органа ходатайства.
4. Копия заявления о признании финансовой организации банкротом направляется контрольным органом в финансовую организацию и в саморегулируемую организацию финансовых организаций, членом которой является финансовая организация.
5. Порядок выбора контрольным органом кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, устанавливается регулирующим органом.
(Статья дополнительно включена с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ.)
1. Заявление временной администрации о признании финансовой организации банкротом подается в арбитражный суд в письменной форме. Указанное заявление подписывается руководителем временной администрации.
2. В заявлении временной администрации о признании финансовой организации банкротом должны быть указаны:
1) наименование арбитражного суда, в который подается указанное заявление;
2) наименование финансовой организации, ее адрес и идентифицирующие финансовую организацию сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика);
3) фамилия, имя, отчество руководителя временной администрации и адрес для направления ему корреспонденции, документ, подтверждающий утверждение его руководителем временной администрации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
3.1) наименование саморегулируемой организации, членом которой является руководитель временной администрации финансовой организации, и адрес саморегулируемой организации, если руководителем временной администрации финансовой организации назначен арбитражный управляющий;
(Подпункт дополнительно включен с 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ.)
4) размер требований кредиторов по денежным обязательствам, размер задолженности по обязательным платежам, стоимость имущества (активов) финансовой организации или иные имеющие отношение к рассмотрению дела о банкротстве сведения;
5) кандидатура конкурсного управляющего (фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, наименование и адрес саморегулируемой организации, членом которой он является), если им в силу настоящего Федерального закона не является Агентство, или наименование саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден конкурсный управляющий, и ее адрес;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
6) перечень прилагаемых документов.
3. К заявлению временной администрации о признании финансовой организации банкротом должна быть приложена копия решения контрольного органа о подаче временной администрацией в арбитражный суд заявления о признании финансовой организации банкротом, если настоящим Федеральным законом не установлено, что указанное решение принимается временной администрацией, а также могут быть приложены имеющиеся у временной администрации ходатайства.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
4. Копия заявления о признании финансовой организации банкротом направляется временной администрацией в контрольный орган, финансовую организацию и в саморегулируемую организацию финансовых организаций, членом которой является финансовая организация.
5. Выбор кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, осуществляется контрольным органом в соответствии с пунктом 5 статьи 183.20 настоящего Федерального закона.
(Статья дополнительно включена с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ.)
1. Наряду с документами, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, к заявлению временной администрации о признании финансовой организации банкротом прилагаются копии следующих документов:
1) учредительные документы финансовой организации, свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
2) бухгалтерский баланс финансовой организации на последнюю отчетную дату или заменяющие его документы;
3) решение контрольного органа о подаче временной администрацией заявления в арбитражный суд о признании финансовой организации банкротом, если настоящим Федеральным законом не установлено, что указанное решение принимается временной администрацией;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
4) отчет о стоимости имущества финансовой организации, подготовленный оценщиком (при наличии такого отчета);
5) заключение о финансовом состоянии финансовой организации, если заявление о признании финансовой организации банкротом подается в соответствии со статьей 183.13 настоящего Федерального закона, или отчет о деятельности временной администрации, если заявление о признании финансовой организации банкротом подается в соответствии со статьей 183.14 настоящего Федерального закона;
6) иные документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
2. Наряду с документами, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, к заявлению контрольного органа о признании финансовой организации банкротом прилагаются копия решения контрольного органа об обращении в арбитражный суд с заявлением о признании финансовой организации банкротом и копии имеющихся у него учредительных документов финансовой организации, свидетельства о государственной регистрации юридического лица, бухгалтерского баланса финансовой организации на последнюю отчетную дату или копии заменяющих его документов.
(Статья дополнительно включена с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ.)
1. Копии определения арбитражного суда о принятии заявления о признании финансовой организации банкротом не позднее рабочего дня, следующего после дня его вынесения, направляются заявителю, в финансовую организацию, контрольный орган.
2. Контрольный орган не позднее рабочего дня, следующего после дня получения копии определения арбитражного суда о принятии заявления о признании финансовой организации банкротом, обязан направить копию указанного определения в Агентство и саморегулируемую организацию финансовых организаций, членом которой является финансовая организация.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Статья дополнительно включена с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ.)
В случае возбуждения дела о банкротстве финансовой организации по заявлению временной администрации о признании финансовой организации банкротом дело о банкротстве финансовой организации рассматривается арбитражным судом в срок, не превышающий четырех месяцев со дня принятия арбитражным судом заявления о признании финансовой организации банкротом, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по этому делу.
(Статья дополнительно включена с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ.)
1. Наряду с установленными статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона требованиями арбитражный управляющий в деле о банкротстве финансовой организации должен сдать дополнительный экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих в делах о банкротстве соответствующих финансовых организаций, утвержденной Банком России, а именно:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1) подпункт утратил силу с 21 декабря 2016 года – Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ – см. предыдущую редакцию;
2) арбитражный управляющий в деле о банкротстве негосударственного пенсионного фонда должен сдать экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих в делах о банкротстве негосударственных пенсионных фондов;
3) арбитражный управляющий в деле о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг или управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов должен сдать экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих в делах о банкротстве профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
4) арбитражный управляющий в деле о банкротстве кредитного кооператива должен сдать экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих в делах о банкротстве кредитных кооперативов;
(Подпункт дополнительно включен с 5 марта 2012 года Федеральным законом от 3 декабря 2011 года № 390-ФЗ.)
5) арбитражный управляющий в деле о банкротстве клиринговой организации должен сдать экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих в делах о банкротстве клиринговых организаций;
(Подпункт дополнительно включен с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ.)
6) арбитражный управляющий в деле о банкротстве организатора торговли должен сдать экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих в делах о банкротстве организаторов торговли;
(Подпункт дополнительно включен с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ.)
7) арбитражный управляющий в деле о банкротстве микрофинансовой организации должен сдать экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих в делах о банкротстве микрофинансовых организаций.
(Подпункт дополнительно включен с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ.)
2. Арбитражным судом не может быть утвержден в качестве временного управляющего или конкурсного управляющего в деле о банкротстве финансовой организации арбитражный управляющий:
1) отстраненный в течение двух последних лет от исполнения возложенных на него обязанностей в связи с их неисполнением или ненадлежащим исполнением;
2) являвшийся в течение трех последних лет руководителем, заместителем руководителя финансовой организации, у которой была отозвана или аннулирована лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности, за исключением случаев исполнения обязанностей членов временной администрации;
3) осуществлявший функции единоличного исполнительного органа или входивший в состав коллегиального исполнительного органа финансовой организации при совершении этой организацией нарушений, за которые у нее была отозвана или аннулирована лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности, если с даты такого отзыва или аннулирования прошло менее чем три года;
4) не отвечающий требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.
(Подпункт дополнительно включен с 5 марта 2012 года Федеральным законом от 3 декабря 2011 года № 390-ФЗ.)
3. В качестве арбитражного управляющего не может быть утверждено лицо, входящее в состав временной администрации.
4. Требования к руководителю соответствующей финансовой организации, установленные законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность соответствующей финансовой организации, не применяются к арбитражному управляющему в деле о банкротстве финансовой организации.
(Статья дополнительно включена с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ.)
(Статья введена Федеральным законом от 22.04.2010 года № 65-ФЗ.)
1. В целях участия в деле о банкротстве финансовой организации кредиторы вправе заявить свои требования к финансовой организации:
1) в ходе наблюдения в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения;
2) в ходе конкурсного производства в течение двух месяцев с даты опубликования сведений о признании финансовой организации банкротом.
2. Требования кредиторов, указанные в пункте 1 настоящей статьи, направляются в арбитражный суд, финансовую организацию и арбитражному управляющему с приложением документов, подтверждающих обоснованность этих требований.
3. Арбитражный управляющий включает поступившие требования в реестр заявленных требований кредиторов, который ведется в порядке, установленном статьей 16 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Арбитражный управляющий не вправе отказать во включении поступивших требований в реестр заявленных требований кредиторов. Реестр заявленных требований кредиторов подлежит закрытию по истечении сроков, установленных пунктом 1 настоящей статьи.
Арбитражный управляющий обязан обеспечить финансовой организации, представителю учредителей (участников) финансовой организации, саморегулируемой организации финансовых организаций, членом которой является финансовая организация, кредиторам, предъявившим требования к должнику, а также иным лицам, участвующим в деле о банкротстве, возможность ознакомления с реестром заявленных требований кредиторов и основаниями для включения требований в реестр заявленных требований кредиторов финансовой организации (в том числе с заявленными требованиями и приложенными к ним документами).
4. При составлении реестра заявленных требований кредиторов в него включаются:
1) в ходе наблюдения – требования, заявленные в пределах сроков, установленных подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи;
2) в ходе конкурсного производства – требования, заявленные в ходе наблюдения по истечении сроков, установленных подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, а также требования, заявленные в ходе конкурсного производства до истечения сроков, установленных подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи.
(Пункт в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 482-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
6. При наличии возражений относительно требований кредиторов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, арбитражный суд проверяет обоснованность указанных требований и наличие оснований для включения указанных требований в реестр требований кредиторов.
Требования кредиторов, относительно которых поступили возражения, рассматриваются судьей арбитражного суда в заседании арбитражного суда в течение месяца с даты истечения установленного пунктом 5 настоящей статьи срока предъявления возражений относительно требований кредиторов.
(в редакции Федерального закона от 12 июля 2011 года № 210-ФЗ)
По результатам рассмотрения указанных требований выносится определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов. В определении арбитражного суда о включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов указываются размер указанных требований и очередность их удовлетворения.
Определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов вступает в силу немедленно и может быть обжаловано. Определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов направляется арбитражным судом в финансовую организацию, арбитражному управляющему, кредитору, предъявившему указанные требования, и реестродержателю.
7. Требования кредиторов, которые указаны в пункте 1 настоящей статьи и относительно которых не поступили возражения в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом, признаются установленными в составе, размере и очередности, которые заявлены кредитором, в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и подлежат включению арбитражным управляющим в реестр требований кредиторов после закрытия реестра заявленных требований кредиторов.
Для целей определения количества голосов, принадлежащих конкурсным кредиторам и уполномоченным органам на собрании кредиторов, учитываются требования, включенные в реестр требований кредиторов.
В случае включения арбитражным управляющим в реестр требований кредиторов в нарушение правил, установленных абзацем первым настоящего пункта, требования, относительно которого поступило возражение, лицо, предъявившее это возражение, вправе подать в течение десяти дней со дня, когда оно узнало или должно было узнать о таком включении, в арбитражный суд жалобу на данные действия арбитражного управляющего, которая рассматривается арбитражным судом по правилам, установленным пунктом 6 настоящей статьи.
8. Установление состава, размера и очередности удовлетворения иных требований кредиторов, в том числе требований, заявленных после закрытия реестра заявленных требований кредиторов, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, без учета положений, предусмотренных настоящей статьей.
(Статья утратила силу с 27 июля 2010 года – Федеральный закон от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Под отказом в удовлетворении требований кредиторов по денежным обязательствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 183.2 настоящего Федерального закона, для страховых организаций понимается:
1) неисполнение или ненадлежащее исполнение в срок, установленный федеральным законом или договором страхования, обязанности по осуществлению страховой выплаты или выплаты страховой суммы, возврата части страховой премии или выплаты выкупной суммы в связи с досрочным прекращением договора страхования либо неисполнение или ненадлежащее исполнение указанной обязанности, установленной вступившим в законную силу судебным актом;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2) неисполнение или ненадлежащее исполнение иного требования кредиторов по денежным обязательствам.
2. Предусмотренная подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи обязанность удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам, состав и размер которых установлены вступившим в законную силу судебным актом, возникает с даты предъявления к исполнению исполнительного листа, выданного на основании вступившего в законную силу судебного акта.
3. Дополнительными основаниями для применения мер по предупреждению банкротства страховой организации являются:
1) повторное нарушение в течение двенадцати месяцев с даты выявления первого нарушения установленных законодательством Российской Федерации, регулирующим страховую деятельность, требований финансовой устойчивости и платежеспособности в части нормативного соотношения собственных средств (капитала) страховой организации и принятых обязательств и (или) порядка и условий инвестирования собственных средств (капитала) и (или) средств страховых резервов;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2) подпункт утратил силу с 21 декабря 2016 года – Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ – см. предыдущую редакцию;
3) отзыв лицензии на осуществление страховой деятельности;
4) приостановление действия лицензии на осуществление страховой деятельности;
5) ограничение действия лицензии на осуществление страховой деятельности по обязательным видам страхования.
4. В случае, если страховая организация осуществляет вид страхования, связанный с деятельностью профессионального объединения страховщиков или иной организации, на которые в соответствии с федеральным законом возложена обязанность осуществления компенсационных выплат по данному виду страхования, в том числе вследствие проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве страховой организации, или отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности (далее – профессиональное объединение), руководитель страховой организации также обязан направить уведомление в такое профессиональное объединение в течение семи рабочих дней с даты возникновения оснований для применения мер по предупреждению банкротства страховой организации.
При применении мер по предупреждению банкротства страховой организации, проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве страховой организации, профессиональные объединения имеют права и несут обязанности, предусмотренные статьями 183.1-183.26 настоящего Федерального закона для саморегулируемых организаций финансовых организаций.
5. В случае приостановления действия или ограничения действия лицензии на осуществление страховой деятельности по обязательным видам страхования контрольный орган по основаниям, предусмотренным статьей 183.2 настоящего Федерального закона, а также в установленных им случаях назначает временную Администрацию страховой организации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
6. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, контрольный орган вправе назначить временную Администрацию страховой организации по следующим основаниям:
1) приостановление действия или отзыв лицензии на осуществление страховой деятельности в связи с осуществлением страховой организацией деятельности, запрещенной законодательством Российской Федерации, нарушение страховой организацией требований, установленных законодательством Российской Федерации, регулирующим страховую деятельность;
2) недостаточность денежных средств для своевременного исполнения денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей;
3) выявление оснований, указанных в подпункте 1 пункта 3 настоящей статьи, при отсутствии уведомления страховой организацией контрольного органа о наличии соответствующих нарушений с приложением плана восстановления платежеспособности;
4) возбуждение производства по делу о банкротстве страховой организации;
5) принятие Советом директоров Банка России решения об осуществлении контрольным органом мер по предупреждению банкротства страховой организации;
(Подпункт дополнительно включен с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ.)
6) воспрепятствование со стороны руководителей страховой организации, других работников страховой организации, иных лиц проведению контрольным органом оценки активов и пассивов страховой организации, достаточности средств страховых резервов страховой организации для исполнения обязательств по договорам страхования, предусмотренной законодательством Российской Федерации, регулирующим страховую деятельность (в том числе воспрепятствование доступу в помещения страховой организации, к ее документации и иным носителям информации или их сокрытие).
(Подпункт дополнительно включен с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ.)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
6.1. Назначение временной Администрации страховой организации является обязательным в случаях:
1) отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности или приостановления действия лицензии на осуществление страховой деятельности в связи с несоблюдением страховой организацией законодательства Российской Федерации, регулирующего страховую деятельность, в части порядка и условий формирования, размещения или инвестирования средств страховых резервов и (или) собственных средств (капитала) и (или) нормативного соотношения активов и принятых обязательств и (или) иных установленных требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности;
2) вынесения арбитражным судом определения о признании требований заявителя обоснованными.
(Пункт дополнительно включен с 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ.)
6.2. Назначение временной Администрации страховой организации по основаниям, указанным в настоящей статье, и определение ее состава осуществляются контрольным органом не позднее даты принятия решения об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности или о приостановлении действия лицензии страховой организации либо вынесения арбитражным судом определения о признании требований заявителя в заявлении о признании должника банкротом обоснованными. В иных случаях срок назначения временной Администрации страховой организации определяется контрольным органом при принятии решения о назначении временной Администрации страховой организации и указывается в соответствующем акте контрольного органа.
Временная Администрация страховой организации отчитывается перед контрольным органом об исполнении возложенных на нее функций в порядке, установленном нормативными актами контрольного органа.
(Пункт дополнительно включен с 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ.)
6.3. По решению контрольного органа руководитель временной Администрации и (или) иной член временной Администрации страховой организации освобождаются от должности в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей.
Одновременно с принятием решения об освобождении от должности руководителя временной Администрации и (или) иного члена временной Администрации страховой организации контрольный орган принимает решение о назначении нового руководителя временной Администрации и (или) иного члена временной Администрации страховой организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
(Пункт дополнительно включен с 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ.)
7. При назначении временной Администрации страховой организации по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 2 пункта 6.1 настоящей статьи, полномочия исполнительных органов страховой организации приостанавливаются по решению контрольного органа.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
8. Решение контрольного органа о назначении временной Администрации страховой организации принимается на основании результатов проверки деятельности страховой организации, проведенной контрольным органом не более чем за шесть месяцев до даты принятия решения о назначении временной Администрации страховой организации, за исключением случаев, если назначение временной Администрации страховой организации является обязательным в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи и статьей 183.5 настоящего Федерального закона.
Решение контрольного органа о назначении временной Администрации страховой организации может быть принято до завершения проверки деятельности страховой организации, если в ходе этой проверки выявлены основания для обязательного назначения временной Администрации страховой организации.
Нормативным актом контрольного органа могут быть предусмотрены иные основания, по которым в ходе проверки деятельности страховой организации контрольный орган вправе назначить временную Администрацию страховой организации до завершения такой проверки или по ее завершении.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Порядок принятия контрольным органом решения о назначении временной Администрации страховой организации утверждается контрольным органом.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 декабря 2011 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 362-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
9. Руководителем временной Администрации страховой организации назначается служащий контрольного органа. Руководитель временной Администрации страховой организации в случае приостановления полномочий исполнительных органов страховой организации осуществляет деятельность от имени страховой организации без доверенности.
Состав временной Администрации страховой организации определяется Приказом контрольного органа, включаемым контрольным органом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия указанного акта. Руководитель временной Администрации страховой организации распределяет обязанности между членами временной Администрации страховой организации и несет ответственность за ее деятельность.
В состав временной Администрации страховой организации включаются:
служащие контрольного органа;
работники Агентства по согласованию с Агентством;
представители профессионального объединения, членом которого являлась или является страховая организация, по согласованию с таким профессиональным объединением;
представители саморегулируемой организации, членом которой является страховая организация, по согласованию с такой саморегулируемой организацией.
При этом положения пункта 11 статьи 183.6 настоящего Федерального закона не применяются.
(Пункт дополнительно включен с 23 декабря 2014 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года № 432-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
10. Предусмотренное статьей 183.6 настоящего Федерального закона вознаграждение членам временной Администрации страховой организации, являющимся служащими контрольного органа, работниками Агентства, не выплачивается.
Для обеспечения возложенных на временную Администрацию страховой организации обязанностей руководитель временной Администрации страховой организации вправе привлекать в порядке, установленном контрольным органом, на договорной основе бухгалтеров, аудиторов, специализированных депозитариев, оценщиков, актуариев, операторов электронных площадок и иных лиц с оплатой их услуг за счет имущества страховой организации, а также осуществлять другие текущие расходы, связанные с осуществлением своих полномочий, на основании сметы расходов. В случае недостаточности ликвидного имущества страховой организации указанные расходы покрываются за счет средств контрольного органа в порядке, установленном контрольным органом. Порядок отнесения имущества страховой организации к ликвидному имуществу устанавливается контрольным органом. Требования, приобретенные контрольным органом в результате расходов, произведенных при привлечении лиц, указанных в настоящем абзаце, подлежат удовлетворению за счет имущества страховой организации либо за счет конкурсной массы в составе третьей очереди требований кредиторов страховой организации по текущим платежам.
(Абзац дополнительно включен с 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ.)
Смета расходов, связанных с осуществлением деятельности временной Администрации страховой организации, утверждается контрольным органом в установленном им порядке.
(Абзац дополнительно включен с 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ.)
(Пункт дополнительно включен с 23 декабря 2014 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года № 432-ФЗ.)
11. Требования кредиторов, предъявленные к страховой организации и имеющиеся у временной Администрации страховой организации, передаются по описи конкурсному управляющему в порядке, установленном пунктом 4 статьи 183.14 настоящего Федерального закона, и являются основанием для последующего включения таких требований в реестр заявленных требований кредиторов.
(Пункт дополнительно включен с 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ.)
12. Временная Администрация страховой организации вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании сделок страховой организации по основаниям и в порядке, которые предусмотрены главой III.1 настоящего Федерального закона.
(Пункт дополнительно включен с 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ.)
13. Временная Администрация страховой организации действует в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в порядке, установленном нормативными актами контрольного органа.
(Пункт дополнительно включен с 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
14. Временная Администрация страховой организации в случае недостаточности денежных средств для исполнения текущих обязательств страховой организации, связанных с обеспечением сохранности ее имущества и защитой интересов кредиторов страховой организации, имеет право обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о снятии ранее наложенных арестов на находящиеся на банковских счетах денежные средства страховой организации.
(Пункт дополнительно включен с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ.)
(Статья дополнительно включена с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ.)
1. При проведении временной администрацией страховой организации анализа финансового состояния страховой организации положения статьи 183.13 настоящего Федерального закона не применяются.
2. Временная администрация страховой организации проводит анализ финансового состояния страховой организации и составляет заключение по итогам проведенного анализа не позднее сорока пяти рабочих дней с даты ее назначения.
Требования к порядку проведения анализа финансового состояния страховой организации и форме заключения о ее финансовом состоянии устанавливаются контрольным органом.
3. Заключение о финансовом состоянии страховой организации, за исключением случаев, если указанное заключение составлено после отзыва у страховой организации лицензии на осуществление страховой деятельности, должно содержать в том числе:
1) указание на причины возникновения оснований для принятия мер по предупреждению банкротства;
2) результат анализа страхового портфеля с учетом деятельности страховой организации по перестрахованию и объема принятых страховой организацией обязательств по договорам страхования;
3) выводы о возможности или невозможности передачи страхового портфеля;
4) выводы о возможности или невозможности восстановления платежеспособности страховой организации.
4. В случае наличия в заключении о финансовом состоянии страховой организации вывода о возможности восстановления ее платежеспособности временная администрация в срок не более чем двенадцать рабочих дней с даты составления заключения о финансовом состоянии страховой организации составляет план восстановления ее платежеспособности. В случае, если срок реализации такого плана превышает срок, на который назначена временная администрация, контрольный орган продлевает срок деятельности временной администрации в соответствии с пунктом 1 статьи 183.12 настоящего Федерального закона.
5. В случае наличия в заключении о финансовом состоянии страховой организации вывода о возможности передачи страхового портфеля, в том числе по видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат, временная администрация организует осуществление передачи страхового портфеля по указанным видам страхования в порядке и на условиях, которые установлены контрольным органом.
6. В случае, если по итогам анализа финансового состояния страховой организации временная администрация приходит к выводу о невозможности восстановления ее платежеспособности, в течение пяти рабочих дней с даты составления заключения о финансовом состоянии страховой организации временная администрация страховой организации обращается в арбитражный суд с заявлением о признании страховой организации банкротом.
7. Временная администрация страховой организации обеспечивает руководителю страховой организации возможность ознакомления с заключением о финансовом состоянии страховой организации.
Временная администрация страховой организации обязана направить руководителю страховой организации уведомление о возможности ознакомления с заключением о ее финансовом состоянии не позднее дня, следующего после дня составления данного заключения, способом, обеспечивающим доставку указанного уведомления в течение трех дней со дня направления указанного уведомления.
(Статья дополнительно включена с 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ.)
1. В целях предотвращения негативных социально-экономических последствий и снижения устойчивости финансового рынка контрольный орган вправе применять меры по предупреждению банкротства страховой организации с участием контрольного органа. Основанием для применения мер по предупреждению банкротства страховой организации с участием контрольного органа является наличие признаков неустойчивого финансового положения страховой организации, создающего угрозу правам и законным интересам ее страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей, иных заинтересованных лиц и (или) угрозу стабильности финансового (страхового) рынка.
2. Меры по предупреждению банкротства страховой организации с участием контрольного органа осуществляются в соответствии с решением Совета директоров Банка России. От имени контрольного органа меры по предупреждению банкротства страховой организации с участием контрольного органа осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» (далее – Управляющая компания).
3. Решение об осуществлении контрольным органом мер по предупреждению банкротства страховой организации принимается Советом директоров Банка России по предложению Комитета финансового надзора Банка России.
4. При принятии решения об участии контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации Советом директоров Банка России утверждается план участия контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации.
(Статья дополнительно включена с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ.)
1. Контрольный орган вправе принять решение о направлении в страховую организацию представителей контрольного органа и (или) Управляющей компании в целях проведения анализа финансового положения страховой организации для решения вопроса об осуществлении контрольным органом мер по предупреждению банкротства страховой организации.
2. Срок проведения анализа финансового положения страховой организации не может превышать сорок пять календарных дней. Указанный срок может быть продлен контрольным органом не более чем на десять календарных дней.
3. Порядок проведения анализа финансового положения страховой организации в соответствии с настоящей статьей устанавливается нормативным актом контрольного органа.
4. Представители контрольного органа и (или) Управляющей компании имеют право доступа во все помещения страховой организации, к любым документам и информационным системам страховой организации, а также имеют право запрашивать и получать у работников страховой организации любую информацию (включая сведения, составляющие служебную и коммерческую тайну) и документы.
Представители контрольного органа и (или) Управляющей компании вправе участвовать без права голоса в заседаниях органов управления страховой организации, ее комитетов, комиссий и иных совещательных органов.
5. Воспрепятствование со стороны руководителей страховой организации, других работников страховой организации, иных лиц осуществлению функций представителей контрольного органа и (или) Управляющей компании (в том числе воспрепятствование доступу в помещения страховой организации, к ее документам и иным носителям информации или их сокрытие) является основанием для привлечения указанных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. По результатам анализа финансового положения страховой организации представители контрольного органа и (или) Управляющей компании направляют в контрольный орган отчет о результатах своей деятельности для принятия контрольным органом решения о целесообразности осуществления контрольным органом мер по предупреждению банкротства страховой организации.
7. Отчет, предусмотренный пунктом 6 настоящей статьи, должен содержать выводы о целесообразности осуществления контрольным органом мер по предупреждению банкротства страховой организации, сведения об объеме средств, необходимых страховой организации для соответствия требованиям, установленным статьями 25 и 26 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
8. Со дня принятия решения об участии контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации и до дня окончания срока осуществления мер по предупреждению банкротства страховой организации контрольный орган вправе принять решение о неприменении к страховой организации мер, предусмотренных статьями 32.5-1 и 32.8 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
9. В случае, если к моменту проведения анализа финансового положения страховой организации представителями контрольного органа и (или) Управляющей компании в страховой организации действует временная Администрация, назначенная в соответствии со статьей 184.1 настоящего Федерального закона, при составлении заключения о финансовом состоянии страховой организации она обязана учитывать выводы, содержащиеся в отчете представителей контрольного органа и (или) Управляющей компании.
Срок деятельности временной Администрации страховой организации в таком случае увеличивается на срок проведения анализа финансового положения страховой организации, предусмотренного настоящей статьей.
(Статья дополнительно включена с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ.)
При определении признаков банкротства страховой организации, предусмотренных подпунктом 1пункта 1 статьи 183.16 настоящего Федерального закона, в отношении обязанности страховой организации, связанной с осуществлением страховой выплаты, принимается во внимание установленная федеральным законом или договором страхования либо вступившим в законную силу судебным актом обязанность по осуществлению страховой выплаты или выплаты страховой суммы, а также возврата части страховой премии или выплаты выкупной суммы в связи с досрочным прекращением договора страхования.
(Статья дополнительно включена с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. В случае приостановления полномочий исполнительных органов страховой организации временная Администрация страховой организации изымает бланки строгой отчетности по всем видам деятельности и иные документы, сохранность которых должна обеспечить страховая организация в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, регулирующего страховую деятельность, и нормативных актов контрольного органа, у страховых агентов страховой организации и иных лиц, которым были переданы указанные документы.
2. В случае открытия конкурсного производства в отношении страховой организации указанные в пункте 1 настоящей статьи документы передаются временной Администрацией страховой организации конкурсному управляющему в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты вынесения арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом, в порядке, установленном контрольным органом.
3. В случае приостановления полномочий исполнительных органов страховой организации временная Администрация при осуществлении своих функций:
1) назначает представителей временной Администрации страховой организации в филиалы (представительства) страховой организации, а также в органы управления ее дочерних финансовых организаций;
2) согласовывает решения совета директоров (наблюдательного совета) страховой организации или общего собрания акционеров (участников) страховой организации, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей статьи;
3) вправе собирать общее собрание акционеров (участников) страховой организации в порядке, установленном федеральными законами, выполняя предусмотренные Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Федеральный закон «Об акционерных обществах») или Федеральным законом от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью») действия совета директоров (наблюдательного совета) страховой организации в части организации подготовки и проведения общего собрания акционеров или участников общества.
(Пункт дополнительно включен с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ.)
4. Временная Администрация страховой организации только с согласия совета директоров (наблюдательного совета) страховой организации или общего собрания акционеров (участников) страховой организации в пределах их компетенции, установленной федеральными законами и учредительными документами страховой организации, вправе совершать сделки, связанные:
1) с передачей недвижимого имущества страховой организации в аренду, залог, внесением его в качестве вклада в уставный капитал третьих лиц и распоряжением таким имуществом иным образом;
2) с распоряжением иным имуществом страховой организации, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов страховой организации, в том числе с получением кредитов и выдачей займов, выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав требований, переводом и прощением долга, новацией, отступным, а также с учреждением доверительного управления.
(Пункт дополнительно включен с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ.)
(Статья дополнительно включена с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. В случае утверждения Советом директоров Банка России плана участия контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации функции временной Администрации страховой организации могут быть возложены Приказом контрольного органа на Управляющую компанию. Управляющая компания осуществляет функции и полномочия временной Администрации страховой организации через представителей, назначенных ею из числа своих работников и иных лиц, в том числе служащих контрольного органа.
В случае, если к моменту издания контрольным органом Приказа о возложении функций временной Администрации страховой организации на Управляющую компанию в страховой организации действует временная Администрация, назначенная в соответствии со статьей 184.1 настоящего Федерального закона, она прекращает свою деятельность с даты вступления в силу указанного Приказа контрольного органа. В срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты прекращения своей деятельности, временная Администрация передает Управляющей компании имеющиеся у нее печати и штампы страховой организации, а также бухгалтерскую и иную документацию (включая сведения о размере требований кредиторов страховой организации), материальные и иные ценности страховой организации, принятые от исполнительных органов страховой организации.
2. Временная Администрация страховой организации, функции которой возложены на Управляющую компанию, осуществляет те же функции и обладает теми же полномочиями, которые предоставлены временной Администрации страховой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, с особенностями, установленными настоящей статьей.
3. В период деятельности временной Администрации страховой организации, назначенной в соответствии с настоящей статьей, приостанавливаются:
1) полномочия органов управления страховой организации, связанные с принятием решений по вопросам, отнесенным к их компетенции федеральными законами и учредительными документами страховой организации;
2) права учредителей (участников) страховой организации, связанные с участием в ее уставном капитале, в том числе право на созыв общего собрания акционеров (участников) страховой организации.
4. Помимо осуществления полномочий, указанных в пункте 2 настоящей статьи, временная Администрация страховой организации, назначенная в соответствии с настоящей статьей, вправе:
1) принимать решение об использовании нераспределенной прибыли и иных источников собственных средств (капитала) страховой организации для покрытия убытков страховой организации;
2) принимать решение об использовании резервного фонда и иных фондов страховой организации, не дожидаясь окончания финансового года;
3) принимать решение в случае, предусмотренном договором субординированного займа, о конвертации требований кредиторов по субординированным займам, включая невыплаченные проценты по таким займам, и по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированным займам на обыкновенные акции (доли в уставном капитале) страховой организации, в том числе о конвертации облигаций страховой организации (облигационного займа) в обыкновенные акции (доли в уставном капитале) страховой организации, и осуществлять действия, направленные на конвертацию указанных требований в обыкновенные акции (доли в уставном капитале) страховой организации;
4) осуществлять действия, связанные с изменением размера уставного капитала страховой организации;
5) осуществлять действия, связанные с конвертацией привилегированных акций страховой организации в обыкновенные акции страховой организации в случаях, установленных федеральными законами и нормативными актами контрольного органа;
6) принимать решения и осуществлять действия, связанные с приобретением акций (долей в уставном капитале) страховой организации, а также с погашением собственных акций (долей в уставном капитале) страховой организации, находящихся у нее на балансе, без решения общего собрания акционеров (участников) страховой организации;
7) принимать решения о внесении изменений в устав страховой организации без решения общего собрания акционеров (участников) страховой организации;
8) осуществлять действия, связанные с изменением размера уставного капитала страховой организации и (или) состава акционеров (участников) страховой организации по решению контрольного органа, в соответствии с требованиями статьи 184.3-4 настоящего Федерального закона;
9) принимать решения о реорганизации страховой организации;
10) осуществлять продажу имущества страховой организации, в том числе контрольному органу, в соответствии с планом участия контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации;
11) принимать решения о закрытии и (или) об открытии филиалов и представительств страховой организации, изменении места нахождения страховой организации, филиалов и представительств страховой организации;
12) принять решение о ликвидации страховой организации;
13) осуществлять иные меры, направленные на предупреждение банкротства страховой организации.
5. В период деятельности временной Администрации приостанавливается исполнение обязательств, указанных в подпункте 4 пункта 9 статьи 184.3-3 настоящего Федерального закона.
(Статья дополнительно включена с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ.)
1. В случае назначения временной Администрации страховой организации в соответствии со статьей 184.3-1 настоящего Федерального закона контрольный орган вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов страховой организации на срок не более трех месяцев.
В период деятельности временной Администрации страховой организации действие моратория на удовлетворение требований кредиторов страховой организации может продлеваться контрольным органом на срок до трех месяцев. Общий срок действия моратория на удовлетворение требований кредиторов страховой организации не может превышать общий срок действия временной Администрации страховой организации.
Действие моратория распространяется на денежные обязательства страховой организации, обязанности страховой организации по уплате обязательных платежей, иные имущественные обязательства страховой организации, которые возникли до дня введения моратория включительно, за исключением обязательств страховой организации по уплате налогов, платежей в государственные внебюджетные фонды, платежей, указанных в пункте 4 настоящей статьи.
2. В течение срока действия моратория:
1) не начисляются предусмотренные законом или договором неустойки (штрафы, пени), иные финансовые санкции и не применяются другие меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение страховой организацией денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей, иных имущественных обязательств страховой организации, которые возникли до дня введения моратория включительно и на которые распространяется действие моратория, а также не начисляются предусмотренные законом или договором проценты по денежным обязательствам, обязанностям по уплате обязательных платежей, иным имущественным обязательствам страховой организации, которые возникли до дня введения моратория включительно и на которые распространяется действие моратория, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи;
2) приостанавливается исполнение денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей, иных имущественных обязательств страховой организации, которые возникли до дня введения моратория включительно и на которые распространяется действие моратория, в том числе путем их исполнения в натуре, предоставления отступного, новации, зачета, а также приостанавливается обращение взыскания иа предмет залога во внесудебном порядке;
3) приостанавливается взыскание по исполнительным и иным документам, по которым оно производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
4) приостанавливается исполнение исполнительных документов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи;
5) запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) страховой организации о выделе ему доли (вклада) в уставном капитале страховой организации в связи с его выходом из состава ее учредителей (участников);
6) приостанавливается удовлетворение требований граждан о возврате суммы страховой премии частично или полностью в случае, если договором страхования предусмотрен такой возврат в связи с отказом от договора страхования или его досрочным прекращением, а также требований граждан о выплате выкупной суммы и (или) инвестиционного дохода.
3. На сумму предусмотренных законом или договором требований кредитора по денежным обязательствам, обязанностям по уплате обязательных платежей, которые возникли до дня введения моратория включительно, на которые распространяется действие моратория и которые выражены в валюте Российской Федерации, в размере, установленном на день введения моратория (без учета начисленных процентов), начисляются проценты в размере двух третей ключевой ставки Банка России, действовавшей в период действия моратория. На сумму предусмотренных законом или договором требований кредитора по денежным обязательствам, обязанностям по уплате обязательных платежей, которые возникли до дня введения моратория включительно, на которые распространяется действие моратория и которые выражены в иностранной валюте, в размере, установленном на день введения моратория (без учета начисленных процентов), начисляются проценты исходя из ставки ЛИБОР, действовавшей на день введения моратория. В случае, если денежные обязательства, обязанности по уплате обязательных платежей выражены в иностранной валюте, в отношении которой не применяется ставка ЛИБОР, в целях применения настоящего пункта используется ставка ЛИБОР в долларах США. В случае, если ставка ЛИБОР, действовавшая на день введения моратория, имеет отрицательное значение, в целях применения настоящего пункта ставка ЛИБОР признается равной нулю. Начисленные проценты подлежат выплате после окончания срока действия моратория.
4. Действие моратория не распространяется:
1) на требования граждан, перед которыми страховая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
2) на требования граждан по выплате выходных пособий и оплате труда граждан, работающих по трудовому договору (контракту), и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
3) на требования по оплате организационно-хозяйственных расходов, необходимых для деятельности страховой организации;
4) на требования по выплате страховой суммы (страхового возмещения) в связи с наступлением страхового случая по договору страхования (перестрахования);
5) на требования по уплате страховой премии перестраховщику (ретроцессионеру) за переданные последнему обязательства по страховой выплате по договору перестрахования (ретроцессии), заключенному до введения моратория;
6) на требования о возврате части страховой премии при досрочном прекращении договора страхования (перестрахования), если возможность наступления страхового случая отпала и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай;
7) на исполнение денежных обязательств страховой организации согласно заключенным договорам с организациями и (или) учреждениями, оказывающими услуги по организации и (или) осуществлению восстановительного ремонта поврежденного имущества или организации и (или) оказанию медицинской помощи, предусмотренные договорами имущественного или личного страхования.
(Статья дополнительно включена с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ.)
1. Меры по предупреждению банкротства страховой организации с участием контрольного органа в соответствии со статьей 184.1-2 настоящего Федерального закона осуществляются контрольным органом путем:
1) оказания финансовой помощи, предусмотренной настоящей статьей;
2) организации торгов по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств страховой организации, в том числе перед контрольным органом;
3) исполнения функций временной Администрации страховой организации в соответствии со статьей 184.3-1 настоящего Федерального закона;
4) осуществления иных не запрещенных законодательством Российской Федерации способов.
2. Меры по предупреждению банкротства страховой организации с участием контрольного органа осуществляются на основании утвержденного Советом директоров Банка России плана участия контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации.
Порядок разработки и утверждения плана участия контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации, а также порядок внесения изменений в утвержденный план устанавливается нормативным актом контрольного органа.
3. В период со дня утверждения плана участия контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации и до дня окончания срока его реализации (завершения проведения мер по предупреждению банкротства страховой организации) Управляющая компания ежемесячно представляет в Банк России отчет о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных указанным планом. Состав отчета и порядок его представления устанавливаются нормативным актом контрольного органа.
4. В случае невозможности выполнения плана участия контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации, в том числе в результате невыполнения указанного плана страховой организацией, контрольный орган отменяет решения, принятые в соответствии с пунктом 8 статьи 184.1-3 настоящего Федерального закона.
5. Контрольный орган и Управляющая компания обмениваются информацией о наличии оснований, свидетельствующих о невозможности выполнения плана участия контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации.
6. В случае оказания контрольным органом в качестве меры по предупреждению банкротства страховой организации финансовой помощи ее формы и объем устанавливаются в плане участия контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации.
7. При осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации контрольный орган вправе оказывать финансовую помощь страховой организации при условии приобретения контрольным органом в соответствии с утвержденным планом участия контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации акций страховой организации в количестве не менее семидесяти пяти процентов обыкновенных акций страховой организации в форме акционерного общества (долей в уставном капитале страховой организации, которые предоставляют право голоса в размере не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов участников страховой организации в форме общества с ограниченной ответственностью).
8. При оказании страховой организации финансовой помощи контрольный орган вправе приобретать имущество страховой организации, включая права требования к физическим лицам, без согласия последних.
9. Приобретение дополнительного выпуска акций страховой организации (внесение дополнительного вклада в уставный капитал страховой организации) за счет денежных средств, составляющих Фонд консолидации страхового сектора, создаваемого в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), осуществляется контрольным органом, Управляющей компанией при одновременном соблюдении следующих условий:
1) уменьшение размера уставного капитала страховой организации по решению контрольного органа до величины собственных средств (капитала) или до одного рубля (при отрицательном значении величины собственных средств (капитала);
2) прекращение обязательств страховой организации по договорам субординированного займа, включая обязательства по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированным займам, либо осуществление мены (конвертации) требований кредиторов по договорам субординированного займа, включая обязательства по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированным займам, на обыкновенные акции (доли в уставном капитале) страховой организации;
3) приобретение контрольным органом, Управляющей компанией акций (долей в уставном капитале) страховой организации в количестве не менее семидесяти пяти процентов обыкновенных акций страховой организации в форме акционерного общества (долей в уставном капитале страховой организации, которые предоставляют право голоса в размере не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов участников страховой организации в форме общества с ограниченной ответственностью);
4) прекращение обязательств страховой организации перед лицами, занимающими должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера страховой организации, руководителя, главного бухгалтера филиала (представительства) страховой организации, членов совета директоров (наблюдательного совета) страховой организации (далее – управляющие работники страховой организации), и контролирующими страховую организацию лицами по требованиям в денежной форме. В целях применения настоящего подпункта контролирующим страховую организацию лицом признается лицо, указанное в статье 61.10 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных пунктом 1 статьи 184.13 настоящего Федерального закона.
10. Финансовая помощь страховой организации за счет денежных средств, составляющих Фонд консолидации страхового сектора, создаваемый в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», может быть оказана контрольным органом также путем приобретения паев паевого инвестиционного фонда, сформированного Управляющей компанией, в состав имущества которого входит указанное в подпункте 3 пункта 9 настоящей статьи количество акций (долей в уставном капитале) страховой организации.
Предусмотренное подпунктом 4 пункта 9 настоящей статьи прекращение обязательств страховой организации перед управляющими работниками страховой организации и контролирующими страховую организацию лицами происходит в день утверждения плана участия контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации.
Обязательства страховой организации перед управляющими работниками страховой организации и контролирующими страховую организацию лицами не прекращаются, если такие обязательства возникли из трудового договора (кроме доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат), а также в связи с требованиями о возмещении причиненного вреда их жизни или здоровью.
В течение пяти рабочих дней с даты утверждения плана участия контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации страховая организация уведомляет управляющих работников страховой организации и контролирующих страховую организацию лиц о прекращении обязательств страховой организации перед ними, а также направляет копии таких уведомлений в контрольный орган.
Лица, полагающие, что обязательства страховой организации перед ними были прекращены в соответствии с подпунктом 4 пункта 9 настоящей статьи неправомерно, вправе оспорить прекращение таких обязательств в суде.
11. В соответствии с планом участия контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации Управляющая компания может выступать организатором торгов по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств страховой организации, в том числе перед контрольным органом.
12. Выплата выходных пособий, компенсаций и осуществление других выплат в случае прекращения трудового договора с единоличным исполнительным органом страховой организации (в том числе по собственному желанию или по соглашению сторон), в отношении которой контрольным органом осуществляются меры по предупреждению банкротства, его заместителями, членами коллегиального исполнительного органа страховой организации, главным бухгалтером, его заместителями, а также руководителем филиала (представительства) страховой организации, главным бухгалтером филиала страховой организации производятся в размере, не превышающем минимального размера выплат, установленного статьей 181 Трудового кодекса Российской Федерации.
(Статья дополнительно включена с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ.)