Принят Государственной Думой
18 ноября 1994 года
Настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее – организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее – граждане) (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; дополнен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ – см. предыдущую редакцию).
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
К полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся:
разработка и осуществление государственной политики, в том числе принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности и контроль за их исполнением;
разработка, организация выполнения и финансирование федеральных целевых программ;
участие в разработке технических регламентов, национальных стандартов, сводов правил, содержащих требования пожарной безопасности (норм и правил), правил пожарной безопасности, в том числе регламентирующих порядок и организацию тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 ноября 2009 года Федеральным законом от 9 ноября 2009 года № 247-ФЗ – см. предыдущую редакцию);
формирование предложений по проекту федерального бюджета на соответствующий год в части расходов на проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проводимых федеральными органами исполнительной власти, обеспечение целевого использования средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ – см. предыдущую редакцию);
создание, реорганизация и ликвидация органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических, научных и образовательных организаций, содержащихся за счет средств федерального бюджета;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ – см. предыдущую редакцию.)
организация и проведение федерального государственного пожарного надзора (абзац в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
абзац утратил силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ – см. предыдущую редакцию;
абзац утратил силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ – см. предыдущую редакцию;
абзац утратил силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ – см. предыдущую редакцию;
организация развития науки и техники, координация основных научных исследований и разработок;
утверждение номенклатуры, объемов поставок для государственных нужд пожарно-технической продукции, в том числе по оборонному заказу (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ – см. предыдущую редакцию);
установление общих принципов подтверждения соответствия (абзац в редакции, введенной в действие с 15 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года № 15-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ – см. предыдущую редакцию);
создание государственных систем информационного обеспечения, а также системы статистического учета пожаров и их последствий;
абзац утратил силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ – см. предыдущую редакцию;
абзац утратил силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ – см. предыдущую редакцию;
абзац утратил силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ – см. предыдущую редакцию.
осуществление тушения пожаров в населенных пунктах, в том числе в городских лесах, организация и осуществление тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие со 2 августа 2009 года Федеральным законом от 19 июля 2009 года № 198-ФЗ; дополнен с 31 декабря 2010 года Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 442-ФЗ – см. предыдущую редакцию);
организация ведомственного пожарного надзора на объектах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ);
подготовка перечня организаций, в которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы, утверждаемого в установленном порядке (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ);
подготовка утверждаемого Правительством Российской Федерации перечня объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (абзац дополнительно включен с 28 октября 2006 года Федеральным законом от 25 октября 2006 года № 172-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года);
разработка утверждаемого Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, устанавливающего противопожарный режим (абзац дополнительно включен с 11 ноября 2009 года Федеральным законом от 9 ноября 2009 года № 247-ФЗ).
(Статья утратила силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся:
нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции;
организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;
разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности (абзац дополнен с 24 октября 2007 года Федеральным законом от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ – см. предыдущую редакцию);
разработка, организация выполнения и финансирования региональных целевых программ;
осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами;
абзац утратил силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ – см. предыдущую редакцию;
осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и членов их семей (абзац дополнен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ – см. предыдущую редакцию).
создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ);
организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей) (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ); в редакции, введенной в действие с 28 октября 2006 года Федеральным законом от 25 октября 2006 года № 172-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года, – см. предыдущую редакцию);
утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств субъектов Российской Федерации (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ).
оперативное управление подразделениями территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляемое в порядке делегирования полномочий без предоставления субвенций (абзац дополнительно включен с 28 октября 2006 года Федеральным законом от 25 октября 2006 года № 172-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года).
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения устанавливаются законодательными, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ).
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
(Статья в редакции, введенной в действие с 24 октября 2007 года Федеральным законом от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)