Настоящий Закон определяет основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и составляющих единую уголовно-исполнительную систему.
слова «республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга» заменены словами «субъектов Российской Федерации»;
слова «центральные органы управления уголовно-исполнительной системы» в соответствующих падежах заменены словами «центральный орган уголовно-исполнительной системы» в соответствующих падежах;
слова «территориальные органы управления уголовно-исполнительной системы» в соответствующих падежах заменены словами «территориальные органы уголовно-исполнительной системы» в соответствующих падежах;
слова «Министерство внутренних дел Российской Федерации» в соответствующих падежах заменены словами «Министерство юстиции Российской Федерации» в соответствующих падежах;
слова «Совета Министров» – исключены.
– См. предыдущую редакцию.
Учреждения, исполняющие наказания, обязаны:
1) обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
2) создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях;
3) обеспечивать привлечение осужденных к труду, а также осуществлять их общее и профессиональное образование и профессиональное обучение;
4) обеспечивать охрану здоровья осужденных;
5) осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы;
6) в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
7) обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (пункт дополнительно включен с 20 июня 1996 года Федеральным законом от 15 июня 1996 года № 73-ФЗ).
Учреждениям, исполняющим наказания, предоставляются следующие права:
1) осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений, исполняющих наказания, и территориях, прилегающих к ним;
2) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность;
3) требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания;
4) применять по отношению к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения;
5) составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и применять другие предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях меры;
6) производить досмотр и обыск осужденных, иных лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территориях учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, а также изымать запрещенные вещи и документы (пункт в редакции, введенной в действие с 20 июня 2007 года Федеральным законом от 6 июня 2007 года № 91-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
7) осуществлять регистрацию осужденных, а также их фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку и дактилоскопирование;
8) при проведении операций по задержанию осужденных, совершивших побег или уклоняющихся от отбывания наказания, в местах, где вероятно их появление, осуществлять досмотр транспортных средств, проверку документов;
9) проводить медицинское освидетельствование осужденных с целью выявления фактов употребления алкоголя, наркотических или токсических веществ, назначать медицинское обследование осужденных;
10) использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для розыска осужденных, совершивших побег;
11) производить в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях и порядке уголовно-процессуальные действия;
12) применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и порядке, установленных настоящим Законом;
13) временно ограничивать или запрещать движение транспорта на прилегающих к учреждениям, исполняющим наказания, территориях, на которых установлены режимные требования, не допускать граждан на эти территории или обязывать их там остаться либо покинуть эти территории с целью соблюдения режимных требований, защиты жизни и здоровья граждан;
14) в установленном законодательством Российской Федерации порядке вводить режим особых условий;
15) привлекать осужденных к труду с учетом их трудоспособности и, по возможности, специальности;
16) осуществлять предпринимательскую и иные виды деятельности для обеспечения жизнедеятельности учреждений, исполняющих наказания, и привлечения осужденных к труду;
17) участвовать в создании и деятельности предприятий любых организационно-правовых форм, а также участвовать на правах учредителя в управлении ими в интересах развития своей социальной сферы, привлечения осужденных к труду (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
18) владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ними имуществом в пределах установленной компетенции;
19) принимать во владение и пользование от учреждений, организаций и предприятий любых организационно-правовых форм, а также граждан материально-технические ресурсы, финансовые средства и имущество;
20) обращаться в суд за защитой своих законных прав и интересов.
Специальным подразделениям уголовно-исполнительной системы по конвоированию при выполнении возложенных на них задач предоставляются следующие права:
1) осуществлять контроль за соблюдением предусмотренного законодательством Российской Федерации порядка конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу;
2) требовать от осужденных и лиц, заключенных под стражу, исполнения ими обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
3) применять к осужденным и лицам, заключенным под стражу, допустившим правонарушения, меры воздействия и принуждения, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
4) составлять протоколы о нарушении осужденными и лицами, заключенными под стражу, обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для решения вопроса о применении мер взыскания и принуждения к указанным лицам;
5) производить обыск осужденных и лиц, заключенных под стражу, досмотр их вещей, а также изымать у указанных лиц запрещенные предметы;
6) осуществлять досмотр транспортных средств и проверку документов граждан при розыске осужденных и лиц, заключенных под стражу, совершивших побег, в местах, где возможно их появление;
7) применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Законом.
На сотрудников специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию при проведении ими розыскных мероприятий распространяются права и гарантии правовой защиты и социальной поддержки, а также возлагаются обязанности и ответственность, предусмотренные настоящим Законом (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
(Статья дополнительно включена с 22 июня 2000 года Федеральным законом от 20 июня 2000 года № 83-ФЗ.)
Учреждения, исполняющие наказания, руководствуются законодательством Российской Федерации, регулирующим исполнение уголовных наказаний. Организация деятельности учреждений, исполняющих наказания, по привлечению осужденных к труду определяется настоящим Законом.
Осужденные, не имеющие заработка, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости по нормам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, за счет федерального бюджета. За счет заработанных средств осужденные и заключенные могут быть обеспечены дополнительным питанием и им могут быть улучшены условия содержания. Порядок предоставления указанных льгот устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть в редакции, введенной в действие с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 октября 2009 года Федеральным законом от 27 сентября 2009 года № 223-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
Общее и профессиональное образование, а также профессиональное обучение осужденных осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Образовательные учреждения в уголовно-исполнительной системе создаются, реорганизуются и ликвидируются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 октября 2009 года Федеральным законом от 27 сентября 2009 года № 223-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
Должностные оклады работникам государственных образовательных учреждений, созданных в уголовно-исполнительной системе, повышаются за особые условия труда в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.
Работники государственных и других образовательных учреждений, осуществляющие свою деятельность в уголовно-исполнительной системе, обязаны соблюдать режимные требования, установленные в учреждениях, исполняющих наказания, и содействовать их персоналу в соблюдении осужденными правил внутреннего распорядка.
Установление правил внутреннего распорядка, подбор и расстановка кадров, формирование групп обучающихся в образовательных учреждениях, созданных в уголовно-исполнительной системе, осуществляются с учетом режимных требований и правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и подлежат согласованию с руководством учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
(Часть дополнительно включена с 14 апреля 2012 года Федеральным законом от 1 апреля 2012 года № 25-ФЗ.)
Образовательное учреждение, созданное в уголовно-исполнительной системе, с согласия учредителя (собственника) на основании срочного договора между образовательным учреждением и учреждением, исполняющим наказания в виде лишения свободы, имеет право предоставлять учреждению, исполняющему наказания в виде лишения свободы, в пользование на безвозмездной основе в свободное от производственного обучения и производственной практики время движимое и недвижимое имущество для трудового воспитания осужденных.
(Часть дополнительно включена с 14 апреля 2012 года Федеральным законом от 1 апреля 2012 года № 25-ФЗ.)
Образовательное учреждение, созданное в уголовно-исполнительной системе, имеет вторую печать с изображением Государственного герба Российской Федерации для заверения выдаваемых осужденным документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, оттиск которой не содержит указание на принадлежность этого образовательного учреждения к уголовно-исполнительной системе.
(Часть дополнительно включена с 14 апреля 2012 года Федеральным законом от 1 апреля 2012 года № 25-ФЗ.)
Учреждения, исполняющие наказания, с учетом трудоспособности и, по возможности, специальности привлекают осужденных к оплачиваемому труду:
1) в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания (пункт в редакции, введенной в действие с 20 июня 2007 года Федеральным законом от 6 июня 2007 года № 91-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
2) на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы (пункт в редакции, введенной в действие с 20 июня 2007 года Федеральным законом от 6 июня 2007 года № 91-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
3) на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их (пункт в редакции, введенной в действие с 20 июня 2007 года Федеральным законом от 6 июня 2007 года № 91-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
4) по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов;
5) пункт утратил силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ – см. предыдущую редакцию.
Центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские являются структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания, и реализуют требования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части организации профессиональной подготовки осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков.
Центры трудовой адаптации осужденных создаются в исправительных колониях. Производственные (трудовые) мастерские подразделяются на учебно-производственные (трудовые) мастерские и лечебно-производственные (трудовые) мастерские, создаваемые соответственно в воспитательных колониях и лечебных исправительных учреждениях.
Примерное положение о центре трудовой адаптации осужденных, учебно-производственной (трудовой) мастерской и лечебно-производственной (трудовой) мастерской утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть в редакции, введенной в действие с 11 октября 2009 года Федеральным законом от 27 сентября 2009 года № 223-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
Деятельность центров трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских представляет собой инициативную самостоятельную производственную деятельность (собственную производственную деятельность) учреждений, исполняющих наказания, осуществляемую на свой риск и под установленную настоящим Законом ответственность в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду. Номенклатура основных видов деятельности, связанных с трудовой адаптацией осужденных, определяется Правительством Российской Федерации.
При осуществлении собственной производственной деятельности учреждения, исполняющие уголовные наказания, обязаны:
1) обеспечивать работающим условия труда в соответствии с законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (пункт в редакции, введенной в действие с 11 октября 2009 года Федеральным законом от 27 сентября 2009 года № 223-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
2) выполнять обязательства по заключенным ими договорам;
3) нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение договорных обязательств, прав собственности других субъектов хозяйственной деятельности, загрязнение окружающей среды, несоблюдение безопасных условий труда, невыполнение санитарно-гигиенических норм и требований по защите жизни и здоровья граждан (пункт в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
4) вести бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
5) предоставлять органам государственной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложена проверка производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, информацию, входящую в их компетенцию.
Для ведения собственной производственной деятельности учреждения, исполняющие наказания, имеют право:
1) осуществлять собственную производственную деятельность без дополнительной регистрации;
2) привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, иное имущество, в том числе имущественные права, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), физических и юридических лиц;
3) самостоятельно выбирать поставщиков материально-технических ресурсов и потребителей выпускаемой продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством Российской Федерации, за исключением продукции, изготовленной по заказу на поставки продукции для государственных нужд;
4) осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
5) утверждать штаты рабочих и служащих, занятых в собственной производственной деятельности этих учреждений, а также принимать их на работу и увольнять с работы в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;
6) распоряжаться выпускаемой продукцией, за исключением продукции, изготовленной по заказу на поставки продукции для государственных нужд, и всей полученной прибылью (доходами), оставшейся после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды.
Учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, наличия материальных и финансовых возможностей для их дополнительного создания, а также спроса потребителей на производимую продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги.
Перечни должностей в штатах центров трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания, замещаемых лицами, имеющими специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, утверждаются руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы в пределах лимитов численности этой категории сотрудников уголовно-исполнительной системы, установленных Правительством Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 20 июня 2007 года Федеральным законом от 6 июня 2007 года № 91-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Федеральные государственные унитарные предприятия уголовно-исполнительной системы осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 20 июня 2007 года Федеральным законом от 6 июня 2007 года № 91-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Статья утратила силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Наименование в редакции, введенной в действие с 20 июня 2007 года Федеральным законом от 6 июня 2007 года № 91-ФЗ, – см. предыдущую редакцию.)
Привлечение осужденных к труду на объектах организаций любых организационно-правовых форм, не входящих в уголовно-исполнительную систему, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их, осуществляется на основании договоров (контрактов), заключаемых руководством учреждений, исполняющих наказания, и организаций. Договор (контракт) разрабатывается с учетом рекомендаций федерального органа уголовно-исполнительной системы. В нем обязательно предусматриваются (абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ, в редакции, введенной в действие с 20 июня 2007 года Федеральным законом от 6 июня 2007 года № 91-ФЗ, – см. предыдущую редакцию):
1) количество осужденных, выводимых на эти объекты;
2) заработная плата, а также средства для выплаты осужденным необходимых пособий;
3) специальная изоляция рабочих мест, на которых будут работать осужденные, от остальных объектов организаций (пункт в редакции, введенной в действие с 20 июня 2007 года Федеральным законом от 6 июня 2007 года № 91-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
4) имущественные отношения между учреждениями, исполняющими наказания, и организациями (пункт в редакции, введенной в действие с 20 июня 2007 года Федеральным законом от 6 июня 2007 года № 91-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
5) обеспечение безопасных условий труда работающим осужденным, соблюдение правил и норм техники безопасности и производственной санитарии в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Штаты работников, выполняющих работы по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, утверждают начальники учреждений, исполняющих наказания, в пределах выделяемых из федерального бюджета средств и на основании нормативов, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть в редакции, введенной в действие с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 октября 2009 года Федеральным законом от 27 сентября 2009 года № 223-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
Выполнение работ по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, осуществляется рабочими этих учреждений, а также осужденными.
Перечень работ по хозяйственному обслуживанию воспитательных колоний, к которым могут привлекаться несовершеннолетние осужденные, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть в редакции, введенной в действие с 18 апреля 2010 года Федеральным законом от 5 апреля 2010 года № 46-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
Осужденные привлекаются к работам по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Статья утратила силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)