Принят
Государственной Думой
24 апреля 1996 года
Одобрен
Советом Федерации
15 мая 1996 года
Настоящий Федеральный закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны. (Преамбула в редакции, введенной в действие с 19 апреля 2013 года Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 55-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Наименование в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 4 ноября 2022 года № 419-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
1. Состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации.
2. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.
1. Основания и порядок введения и отмены военного положения, а также режим военного положения определяется Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.
2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы применяются в период действия военного положения в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ, – см. предыдущую редакцию.)
Порядок мобилизационной подготовки и проведения мобилизации определяется федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
Задачи, организация и ведение гражданской обороны определяются в соответствии с федеральным законом (статья в редакции, введенной в действие с 4 июля 2007 года Федеральным законом от 19 июня 2007 года № 103-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
1. Территориальная оборона – система осуществляемых в период действия военного положения мероприятий по охране и обороне военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды, по борьбе с диверсионно-разведывательными формированиями иностранных государств и незаконными вооруженными формированиями, по выявлению, предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий их диверсионной, разведывательной и террористической деятельности в целях создания благоприятных условий для функционирования указанных объектов и применения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований.
2. Территориальная оборона ведется на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, где введено военное положение, с учетом мер, применяемых в период действия военного положения.
3. Порядок организации, развертывания и ведения территориальной обороны, функции органов военного управления, органов, уполномоченных в области управления другими войсками, воинскими формированиями, органами и создаваемыми на военное время специальными формированиями, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области территориальной обороны определяются Положением о территориальной обороне Российской Федерации.
4. В субъектах Российской Федерации, на территориях (части территории) которых введено военное положение, в муниципальных образованиях, на территориях которых введено военное положение, с даты начала действия военного положения в порядке, определенном Президентом Российской Федерации, создаются межведомственные координирующие органы (далее – штабы территориальной обороны).
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 26 июля 2017 года № 195-ФЗ.)
5. Деятельность штабов территориальной обороны регулируется федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в целях исполнения федерального законодательства в области обороны.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 26 июля 2017 года № 195-ФЗ.)
6. Руководителями штабов территориальной обороны являются высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местную Администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), которые несут персональную ответственность за исполнение возложенных на них федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязанностей в области территориальной обороны.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 26 июля 2017 года № 195-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 519-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
7. Задачами штабов территориальной обороны являются:
1) обеспечение согласованности совместных действий органов, формирований и организаций, выполняющих мероприятия по территориальной обороне на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
2) обеспечение согласованности мероприятий по территориальной обороне с мероприятиями по обеспечению режима военного положения, мобилизационными мероприятиями, мероприятиями по гражданской обороне и мероприятиями по противодействию терроризму, проводимыми на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
(Пункт 7 дополнительно включен Федеральным законом от 26 июля 2017 года № 195-ФЗ.)
8. Штабы территориальной обороны осуществляют следующие основные полномочия:
1) разрабатывают проекты нормативных правовых актов соответствующего субъекта Российской Федерации, проекты муниципальных правовых актов соответствующего муниципального образования по вопросам выполнения мероприятий по территориальной обороне;
2) обеспечивают выполнение мероприятий по территориальной обороне на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
3) контролируют состояние сил и средств, создаваемых для выполнения мероприятий по территориальной обороне органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующим муниципальным образованием.
(Пункт 8 дополнительно включен Федеральным законом от 26 июля 2017 года № 195-ФЗ.)
9. Штабы территориальной обороны также осуществляют другие полномочия в области территориальной обороны, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 26 июля 2017 года № 195-ФЗ.)
10. Штабы территориальной обороны в пределах своих полномочий несут ответственность за состояние сил и средств, создаваемых для выполнения мероприятий по территориальной обороне органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, и осуществляют руководство указанными силами и средствами.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 26 июля 2017 года № 195-ФЗ.)
(Статья в редакции, введенной в действие с 19 апреля 2013 года Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 55-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Добровольческие формирования могут создаваться Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации) по решению Президента Российской Федерации.
2. Численность добровольческих формирований, их организация, районы их действий, стоящие перед ними задачи, порядок управления ими, срок использования добровольческих формирований, а также порядок прекращения и иные вопросы их деятельности определяются Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации) исходя из задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации (войсками национальной гвардии Российской Федерации).
3. В состав добровольческих формирований входят граждане Российской Федерации, добровольно поступившие в добровольческие формирования, а также могут входить военнослужащие, направленные в них Министерством обороны Российской Федерации (военнослужащие и сотрудники, направленные Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации).
4. Гражданин Российской Федерации может поступить в добровольческое формирование путем заключения контракта о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации). Термин "контракт о пребывании в добровольческом формировании" и термин "контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации" в федеральных законах используются в одном значении.
4.1. Лица, пребывающие в добровольческих формированиях, приводятся к присяге в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5. Порядок поступления граждан Российской Федерации в добровольческие формирования и пребывания в них, требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации, поступающим в добровольческие формирования и пребывающим в них, а также порядок исключения граждан Российской Федерации из добровольческих формирований определяется Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации).
6. Контракт о пребывании в добровольческом формировании заключается между гражданином Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации) письменно по типовой форме и в порядке, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации). В указанном контракте закрепляются добровольность поступления гражданина Российской Федерации в добровольческое формирование, срок, в течение которого гражданин Российской Федерации обязуется пребывать в нем, и условия пребывания в добровольческом формировании, определяемые Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации). Указанный контракт вступает в силу со дня его подписания уполномоченным должностным лицом и прекращает свое действие со дня исключения гражданина Российской Федерации из добровольческого формирования по одному из оснований, предусмотренных пунктами 7 – 9 настоящей статьи.
7. Гражданин Российской Федерации подлежит исключению из добровольческого формирования:
1) в связи с истечением срока контракта о пребывании в добровольческом формировании;
2) в связи с несоответствием требованиям к состоянию здоровья, установленным Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации) для граждан Российской Федерации, пребывающих в добровольческих формированиях;
3) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы;
4) в связи с поступлением на военную службу;
5) в связи с прекращением деятельности добровольческого формирования.
8. Гражданин Российской Федерации может быть исключен из добровольческого формирования в связи с невыполнением им условий контракта о пребывании в добровольческом формировании.
9. Гражданин Российской Федерации имеет право на досрочное исключение из добровольческого формирования по собственному желанию в порядке и на условиях, которые предусмотрены контрактом о пребывании в добровольческом формировании.
10. Граждане Российской Федерации, пребывающие в добровольческих формированиях, имеют статус (совокупность прав, обязанностей и ответственности), устанавливаемый федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На таких граждан в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, распространяется статус военнослужащих.
11. Порядок обеспечения добровольческих формирований вооружением, военной техникой, материально-техническими средствами, порядок выплаты пребывающим в них гражданам Российской Федерации денежного содержания и других денежных выплат, продовольственного, вещевого и иных видов обеспечения, оказания медицинской помощи определяются Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации).
(Статья в редакции, введенной Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 639-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)