Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите. (Абзац в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2013 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ, – см. предыдущую редакцию.)
Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики и регулирует отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Российской Федерации.
(Наименование дополнено с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ, – см. предыдущую редакцию.)
Правительство Российской Федерации:
обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха;
устанавливает границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение;
устанавливает таможенные, инвестиционные льготы, стимулирующие сохранение и развитие курортов;
осуществляет международное сотрудничество в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов (районов).
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти:
устанавливает нормы и правила пользования природными лечебными ресурсами, лечебно-оздоровительными местностями и курортами;
ведет государственный учет курортного фонда Российской Федерации и государственный реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов, включая санаторно-курортные организации;
осуществляет государственную экспертизу программ развития курортов и курортных регионов (районов), разведанных запасов природных лечебных ресурсов, имеющих федеральное значение;
утверждает классификацию природных лечебных ресурсов, медицинские показания и противопоказания к их применению в лечебно-профилактических целях (абзац дополнительно включен со 2 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 219-ФЗ).
(Статья дополнительно включена с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ.)
К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся:
признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения;
установление границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, имеющих региональное значение;
определение формы и размеров платы за пользование территориями курортов регионального и местного значения в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
регулирование в области использования и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, за исключением переданных в ведение Российской Федерации;
международное сотрудничество в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов (районов);
ведение реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения, включая санаторно-курортные организации (абзац дополнительно включен с 1 января 2007 года Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ).
К полномочиям органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся:
представление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения;
участие в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного назначения, генеральных планов (программ) развития курортов и курортных регионов (районов);
абзац утратил силу с 25 июня 2012 года – Федеральный закон от 25 июня 2012 года № 93-ФЗ – см. предыдущую редакцию;
участие во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии курортов;
ведение реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, включая санаторно-курортные организации (абзац дополнительно включен с 1 января 2007 года Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ).
Государственную политику и координацию деятельности в сфере курортного дела и отдыха реализует специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган, который осуществляет:
ведение государственного реестра курортного фонда Российской Федерации;
разработку и координацию федеральных программ развития курортов;
организацию научных исследований в целях расширения курортного фонда Российской Федерации и повышения эффективности его использования;
подготовку кадров в сфере курортного лечения;
абзац утратил силу с 25 июня 2012 года – Федеральный закон от 25 июня 2012 года № 93-ФЗ – см. предыдущую редакцию.
Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов определяется настоящим Федеральным законом, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.