Принят Государственной Думой
22 мая 1998 года
Одобрен Советом Федерации
10 июня 1998 года
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья (преамбула в редакции, введенной в действие с 30 июня 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
Основными принципами экономического регулирования в области обращения с отходами являются:
уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот;
платность размещения отходов;
экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами.(Статья утратила силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. При размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2. Пункт утратил силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
3. Пункт утратил силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
4. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ.)
5. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ.)
6. При размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ.)
7. Исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ. Порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ.)
8. В случае накопления отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов плата за их размещение не взимается.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ.)
9. Расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ.)
10. При размещении отходов, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями, при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяется коэффициент 0,3.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 404-ФЗ.)
1. Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется посредством:
понижения размера платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в результате которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 июня 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами.
2. Меры экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. При производстве упаковки, товаров, после утраты потребительских свойств которыми образуются отходы, которые представлены биоразлагаемыми материалами и перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, могут применяться следующие меры экономического стимулирования:
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
предоставление налоговых льгот в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
предоставление льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов и в отношении уплаты экологического сбора, предусмотренного статьей 24.5 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
предоставление средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ.)
Положения настоящей статьи признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 18, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (часть 1) и 57, в той мере, в какой они допускают возложение обязанности по уплате утилизационного сбора за транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), на таких же условиях, как за транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления – Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2019 года № 30-П.
1. За каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье – транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 392-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2. Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 392-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
3. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 392-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 392-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 392-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 393-ФЗ.)
4. Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
5. При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 392-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
6. Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 392-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 392-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки;
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 393-ФЗ.)
которые ввозятся в Российскую Федерацию и помещаются под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
(Абзац дополнительно включен с 18 апреля 2020 года Федеральным законом от 7 апреля 2020 года № 117-ФЗ.)
7. Паспорта транспортных средств (паспорта шасси транспортных средств), паспорта самоходных машин и других видов техники оформляются и выдаются в соответствии с правом Евразийского экономического союза.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 392-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
8. За счет средств федерального бюджета в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, компенсируются затраты организаций и индивидуальных предпринимателей, связанные с осуществлением ими деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, своих потребительских свойств, в том числе эти затраты, связанные с созданием мощностей и инфраструктуры, которые необходимы для осуществления такой деятельности.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 392-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
9. Не допускается взимание платы с собственников (владельцев) транспортных средств, в отношении которых указанными в пункте 3 настоящей статьи лицами уплачен утилизационный сбор, в связи с передачей отходов, образовавшихся в результате утраты такими транспортными средствами своих потребительских свойств, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, либо представителям данных организаций.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 392-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Статья дополнительно включена с 1 сентября 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 128-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года № 278-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее – производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств – членов Евразийского экономического союза (далее – импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1.1. Обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на производителей товаров с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении:
товаров, произведенных на территории Российской Федерации;
упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ.)
1.2. Обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на импортеров товаров с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении:
товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции;
товаров, ввезенных из государств – членов Евразийского экономического союза;
упаковки товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции;
упаковки товаров, ввезенных из государств – членов Евразийского экономического союза.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ.)
1.3. Производитель товаров, импортер товаров не обязаны обеспечивать выполнение нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки товаров, которые вывозятся из Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ.)
2. Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом возможных социально-экономических последствий, а также уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, связанного с утратой потребительских свойств такими товарами.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
3. Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 404-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
4. Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 404-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
4.1. Норматив утилизации отходов от использования товаров может быть выполнен за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров, групп упаковки товаров в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, при условии аналогичного назначения таких товаров, такой упаковки товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 404-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
5. Производитель товаров, импортер товаров имеют право на основании договора поручить обеспечивать выполнение нормативов утилизации российскому экологическому оператору или ассоциации, созданной производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации (далее – ассоциация). Такое обязательство выполняется российским экологическим оператором или ассоциацией путем заключения договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров. В этом случае российский экологический оператор или ассоциация представляет от своего имени отчетность о выполнении нормативов утилизации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 сентября 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года № 225-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
6. В случае неисполнения или частичного исполнения российским экологическим оператором и (или) ассоциацией обязательств по утилизации отходов от использования товаров, которые переданы им производителем, импортером товаров в соответствии с заключенным договором, обязательства производителя, импортера товаров признаются не переданными в объеме не исполненных ассоциацией, российским экологическим оператором обязательств.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 404-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 сентября 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года № 225-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
7. Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона.
8. Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации может быть исполнена на территории Российской Федерации вне зависимости от того, в каком субъекте Российской Федерации осуществляется деятельность данных производителя, импортера товаров.
9. Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной:
со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации;
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
со дня уплаты экологического сбора.
9.1. Выполнение нормативов утилизации подтверждается:
договорами, предусмотренными пунктами 4 и 5 настоящей статьи, – в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, российским экологическим оператором, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 сентября 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года № 225-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
актами утилизации отходов от использования товаров, утвержденными в порядке, установленном пунктом 16 настоящей статьи.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ.)
9.2. Сведения о договорах и актах, указанных в абзацах втором и третьем пункта 9.1 настоящей статьи, включаются в отчетность о выполнении нормативов утилизации.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ.)
10. В отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке.
11. Нормативы утилизации устанавливаются с учетом экономических условий, потенциальной опасности отходов для здоровья человека и окружающей среды, а также технологической возможности их утилизации и подлежат пересмотру раз в три года.
12. Нормативы утилизации для каждой группы товаров, группы упаковки товаров, указанных в пункте 2 настоящей статьи, устанавливаются в процентах от общего количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, выраженного в единицах массы или единицах товаров, либо упаковки товаров, выраженного в единицах массы упаковки, использованной для таких товаров.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
13. При перевыполнении производителем, импортером товаров в предыдущем календарном году нормативов утилизации такие нормативы в текущем календарном году уменьшаются на разницу между фактическими показателями утилизации отходов от использования товаров и установленными нормативами утилизации.
14. В случае, если упаковка, подлежащая утилизации, произведена из вторичного сырья, к нормативу утилизации применяется понижающий коэффициент, рассчитываемый как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
15. Положения пунктов 13 и 14 настоящей статьи не распространяются на производителей, импортеров товаров, которые осуществляют уплату экологического сбора в соответствии со статьей 24.5 настоящего Федерального закона.
16. Порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
17. Отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
18. Учет и контроль выполнения установленных нормативов утилизации в отношении отходов от использования товаров, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных в Российскую Федерацию, в том числе проверка достоверности представленной производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, включая акты утилизации отходов от использования товаров, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном пунктом 16 настоящей статьи.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 450-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
19. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области таможенного дела направляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти:
информацию о товарах, об упаковке товаров, которые ввозятся из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, и включены в перечень, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи;
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
информацию о товарах, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств – членов Евразийского экономического союза и включенных в перечень товаров, упаковки товаров, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи, в соответствии с правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза, утвержденными Правительством Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
20. Информационный обмен и взаимодействие между уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти осуществляются в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ.)
1. Единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров является федеральной государственной информационной системой, которая содержит информацию об отходах от использования товаров, о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации указанных отходов и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию (далее также – система).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 404-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2. Система предназначена для автоматизации процессов сбора, обработки и хранения информации в сфере обращения с отходами от использования товаров, обеспечения доступа к указанной информации и должна обеспечивать возможность:
сбора, хранения, обработки и анализа информации;
доступа к информации, содержащейся в системе, предоставления такой информации в электронной форме;
взаимодействия с иными информационными системами посредством использования единых форматов данных;
осуществления контроля достоверности, полноты и своевременности размещения информации в системе;
взаимодействия оператора системы, поставщиков и пользователей информации;
информационного взаимодействия с Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах;
модернизации системы.
3. Порядок создания, эксплуатации и модернизации системы устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. Оператором системы является уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (далее – уполномоченный орган), осуществляющий правомочия обладателя государственного информационного ресурса системы и обладателя прав на результаты интеллектуальной деятельности, связанные с созданием системы, в том числе на программные средства системы, от имени Российской Федерации. В целях эксплуатации сегментов системы уполномоченный орган может привлекать в соответствии с законодательством Российской Федерации подведомственные организации, к которым относятся государственные учреждения или государственные унитарные предприятия, функции и полномочия учредителя которых осуществляет уполномоченный орган, и иные организации.
5. Уполномоченный орган совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, устанавливает:
функциональные требования к системе;
состав информации, обязательное размещение которой предусмотрено настоящим Федеральным законом, порядок, способы, сроки и периодичность ее размещения поставщиками информации;
формы и форматы электронных документов, размещаемых в системе, а также состав информации, размещаемой в системе в соответствии с такими формами;
порядок хранения, обработки и предоставления информации, содержащейся в системе;
порядок ведения соответствующих реестров в системе;
порядок доступа к системе и к информации, размещенной в системе, а также сроки регистрации в системе поставщиков информации и пользователей информации;
требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования системой, в том числе требования к ее архитектуре;
порядок взаимодействия системы с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, порядок взаимодействия иных информационных систем с системой, а также единые форматы для информационного взаимодействия иных информационных систем с системой;
адрес официального сайта системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
6. Субъектами, размещающими информацию в системе (далее – поставщики информации), которые обладают правом доступа к информации, содержащейся в системе, являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, производители, импортеры товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами от использования товаров.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 404-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
7. Пользователями информации, содержащейся в системе, которые обладают правом доступа к этой информации, являются уполномоченный орган, иные органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические лица и физические лица. Правом доступа к информации, содержащейся в системе, с возможностью ее обработки обладает уполномоченный орган, а также организации, осуществляющие эксплуатацию сегментов системы. Иные пользователи информации, содержащейся в системе, обладают правом доступа к этой информации без возможности ее обработки.
8. Информационное взаимодействие между уполномоченным органом и иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
9. Информация, содержащаяся в системе, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне и об иной охраняемой законом тайне.
10. Информация и документы, составляющие государственную тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, не подлежат размещению в системе.
11. Расходы, связанные с созданием, эксплуатацией, модернизацией системы, финансируются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
12. Уполномоченный орган предоставляет поставщикам информации программные средства системы, необходимые для обеспечения информационного взаимодействия с системой.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 404-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
13. Программные средства системы также используются производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, и уполномоченным органом при представлении декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год товаров, упаковки товаров, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, расчетов суммы экологического сбора и иных документов, связанных с исчислением и уплатой экологического сбора.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 404-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Статья дополнительно включена с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ.)
1. Единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров эксплуатируется на основе официальной статистической и иной документированной информации, предоставляемой поставщиками информации, в том числе с использованием имеющихся у них информационных систем. Состав данной информации, формы, сроки и порядок ее предоставления определяются Правительством Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 404-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2. Информация для включения в систему предоставляется поставщиком информации безвозмездно посредством информационно-телекоммуникационных сетей в форме электронного документа, который создается и направляется в уполномоченный орган с использованием программных средств системы.
В случае отсутствия у поставщика информации технической возможности использования программных средств системы информация для включения в систему предоставляется в порядке и формах предоставления указанной информации, определенных Правительством Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 404-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
3. В случае, если информация, которая должна размещаться в системе, содержится в иных государственных или муниципальных информационных системах и включается в иные государственные или муниципальные информационные системы в обязательном порядке, такая информация подлежит размещению в системе в автоматизированном режиме из иных государственных или муниципальных информационных систем.
4. Поставщики информации обеспечивают полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ.)
1. Экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета.
2. Экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
3. Экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки.
4. Экологический сбор не уплачивается в отношении количества товаров, упаковки товаров, которые вывозятся из Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
5. Ставка экологического сбора формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства. В ставку экологического сбора может включаться удельная величина затрат на создание объектов инфраструктуры, предназначенных для этих целей. Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
6. Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу товара или на количество единиц товара (в зависимости от вида товара) либо на массу упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
7. В случае недостижения нормативов утилизации производителем, импортером, которые взяли на себя обязательство по самостоятельной утилизации отходов от использования товаров в соответствии с пунктом 3 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, предусматривается уплата экологического сбора, рассчитываемого посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и достигнутым фактически значением количества утилизированных отходов от использования товаров.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 июня 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 203-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
8. Порядок взимания экологического сбора (в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его внесения, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора) устанавливается Правительством Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
9. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты экологического сбора осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, определенном в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
10. Пункт утратил силу с 1 января 2020 года – Федеральный закон от 27 декабря 2019 года № 450-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
11. Средства в объеме поступившего в федеральный бюджет экологического сбора предоставляются для выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, обязанность по утилизации которых исполнена производителями товаров, импортерами товаров путем уплаты экологического сбора. Расходование средств поступившего в федеральный бюджет экологического сбора осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 450-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
12. Порядок и условия предоставления средств на цели, предусмотренные пунктом 11 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 450-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Статья дополнительно включена с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ.)