1. Система оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике включает в себя комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей в пределах Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, осуществляемому субъектами оперативно-диспетчерского управления, уполномоченными на осуществление указанных мер в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
С 1 января 2023 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ пункт 1 настоящей статьи будет изложен в новой редакции.
2. Целью деятельности системы оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике является обеспечение надежного функционирования электроэнергетической системы посредством выполнения требований к параметрам электроэнергетического режима работы электроэнергетической системы, установленных утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, а также обеспечение развития электроэнергетической системы в соответствии с правилами технологического функционирования электроэнергетических систем и иными требованиями, установленными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
3. Оперативно-диспетчерское управление атомными станциями осуществляется в соответствии с положениями настоящей главы, а также особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области использования атомной энергии.
1. До 31 декабря 2023 года включительно субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике являются:
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
системный оператор – специализированная организация, единолично осуществляющая централизованное оперативно-диспетчерское управление в пределах Единой энергетической системы России (при присоединении технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы к Единой энергетической системе России в установленных Правительством Российской Федерации случаях и в течение определенного Правительством Российской Федерации переходного периода, проектировании развития электроэнергетических систем, подготовке к принятию функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и выполнении указанных функций также в пределах соответствующих технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем) и уполномоченная на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, влияющих на электроэнергетический режим работы электроэнергетической системы;
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 29 июня 2018 года № 172-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 262-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
иные субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике – организации, осуществляющие оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем (при присоединении технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы к другой электроэнергетической системе и передаче системному оператору функций по оперативно-диспетчерскому управлению в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона в течение определенного Правительством Российской Федерации переходного периода с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации) и уполномоченные на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, влияющих на электроэнергетический режим работы электроэнергетической системы, в пределах зон диспетчерской ответственности соответствующих субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 29 июня 2018 года № 172-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 262-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 ноября 2008 года Федеральным законом от 4 ноября 2007 года № 250-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1.1. Начиная с 1 января 2024 года субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике является системный оператор – специализированная организация, единолично осуществляющая централизованное оперативно-диспетчерское управление в пределах Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем и уполномоченная на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для выполнения субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии, технологический режим работы и эксплуатационное состояние объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок которых влияют на электроэнергетический режим работы электроэнергетической системы.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ.)
2. Перечень организаций, осуществляющих оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, их структура и зоны диспетчерской ответственности определяются правилами оперативно-диспетчерского управления, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 9 ноября 2007 года Федеральным законом от 4 ноября 2007 года № 250-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
Абзац утратил силу с 9 ноября 2007 года – Федеральный закон от 4 ноября 2007 года № 250-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
С 1 января 2024 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ пункт 2 настоящей статьи будет изложен в новой редакции.
3. Системный оператор является открытым акционерным обществом. Доля участия Российской Федерации в уставном капитале системного оператора в период реформирования Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России» не может составлять менее чем 52 процента. До завершения реформирования доля Российской Федерации должна быть увеличена до уровня 100 процентов в уставном капитале системного оператора способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации. Особенности создания системного оператора определяются Федеральным законом «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике».
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 ноября 2007 года Федеральным законом от 4 ноября 2007 года № 250-ФЗ, – см. предыдущую редакцию)
4. Системному оператору и его аффилированным лицам, группам лиц запрещается заниматься деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, за исключением купли-продажи электрической энергии (мощности), осуществляемой в целях технологического обеспечения совместной работы российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств (пункт в редакции, введенной в действие с 9 ноября 2007 года Федеральным законом от 4 ноября 2007 года № 250-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
1. Основными принципами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике являются:
обеспечение баланса производства и потребления электрической энергии;
абзац утратил силу с 9 ноября 2008 года – Федеральный закон от 4 ноября 2007 года № 250-ФЗ – см. предыдущую редакцию;
безусловное исполнение субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии, влияющими на электроэнергетический режим работы электроэнергетической системы, указаний субъектов оперативно-диспетчерского управления по регулированию технологических режимов работы объектов электроэнергетики (оперативных диспетчерских команд и распоряжений);
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 262-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
осуществление мер, направленных на обеспечение безопасного функционирования электроэнергетики и предотвращение возникновения аварийных ситуаций;
принятие мер, направленных на обеспечение в Единой энергетической системе России нормированного резерва энергетических мощностей;
обеспечение долгосрочного и краткосрочного прогнозирования объема производства и потребления электрической энергии;
С 1 января 2023 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ в абзац седьмой пункта 1 настоящей статьи будут внесены изменения.
приоритетность режимов комбинированной выработки электрической и тепловой энергии в осенне-зимний период регулирования режимов работы генерирующего оборудования;
экономическая эффективность оперативных диспетчерских команд и распоряжений, основанная на оптимизации режимов работы Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем по критерию минимизации суммарных затрат покупателей электрической энергии;
ответственность субъектов оперативно-диспетчерского управления и их должностных лиц перед субъектами оптового и розничных рынков за результаты действий, осуществляемых с нарушением законодательства Российской Федерации, порядка оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и правил оптового рынка, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
С 1 января 2024 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ в абзац десятый пункта 1 настоящей статьи будут внесены изменения.
Порядок реализации указанных принципов определяется настоящим Федеральным законом, а также правилами оптового рынка и иными нормативными правовыми актами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 9 ноября 2007 года Федеральным законом от 4 ноября 2007 года № 250-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
2. Критерии экономической эффективности оперативных диспетчерских команд и распоряжений системного оператора устанавливаются правилами оптового рынка, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, а для технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем начиная с 1 января 2024 года основными положениями функционирования розничных рынков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Обеспечение надежного функционирования электроэнергетической системы и экономической эффективности оперативных диспетчерских команд и распоряжений системного оператора является приоритетом при осуществлении оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. Условием любых действий системного оператора является выбор экономически наиболее эффективного решения, которое обеспечивает соблюдение требований к параметрам электроэнергетического режима работы электроэнергетической системы, установленных утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, за исключением случаев, если действия системного оператора направлены на предотвращение возникновения и ликвидацию аварийных ситуаций в электроэнергетической системе. В указанных случаях системный оператор исходит из приоритетности мер, направленных на предотвращение возникновения и ликвидацию аварийных ситуаций в электроэнергетической системе, перед экономической эффективностью оперативных диспетчерских команд и распоряжений системного оператора.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
С 1 января 2024 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ наименование настоящей статьи будет изложено в новой редакции.
1. Системный оператор осуществляет:
обеспечение соблюдения установленных параметров надежности функционирования Единой энергетической системы России и качества электрической энергии, в том числе участие в соответствии с правовыми актами Правительства Российской Федерации в разработке, согласовании, реализации и проверке выполнения технических решений и мероприятий, направленных на обеспечение надежного и устойчивого функционирования электроэнергетической системы в текущий и перспективный периоды, надежной и безопасной работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок в ее составе;
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
С 1 января 2024 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ в абзац второй пункта 1 настоящей статьи будут внесены изменения.
планирование электроэнергетических режимов работы электроэнергетической системы и управление ими, управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
участие в организации деятельности по прогнозированию объема производства и потребления в сфере электроэнергетики, прогнозирование объема производства и потребления в сфере электроэнергетики и участие в процессе формирования резерва производственных энергетических мощностей;
С 1 января 2023 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ в абзац четвертый пункта 1 настоящей статьи будут внесены изменения.
Положения абзаца четвертого пункта 1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ) применяются к отношениям, связанным с разработкой документов перспективного развития электроэнергетики, утверждаемых на период начиная с 2023 года – пункт 5 статьи 5 Федерального закона от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ.
разработку и представление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти совместно с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью мероприятий, технологических схем и программ развития Единой энергетической системы России и участие в их реализации;
С 1 января 2023 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ абзац пятый пункта 1 настоящей статьи будет изложен в новой редакции.
Положения абзаца пятого пункта 1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ) применяются к отношениям, связанным с разработкой документов перспективного развития электроэнергетики, утверждаемых на период начиная с 2023 года – пункт 5 статьи 5 Федерального закона от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ.
согласование вывода в ремонт и из эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической и тепловой энергии, а также ввода их после ремонта и в эксплуатацию;
выдачу в порядке, установленном правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии, влияющим на электроэнергетический режим работы электроэнергетической системы, обязательных для исполнения оперативных диспетчерских команд и распоряжений, связанных с осуществлением функций системного оператора;
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 262-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
разработку оптимальных суточных графиков работы электростанций и электрических сетей Единой энергетической системы России;
С 1 января 2024 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ в абзац восьмой пункта 1 настоящей статьи будут внесены изменения.
регулирование частоты электрического тока и перетоков мощности, обеспечение функционирования устройств противоаварийной и режимной автоматики;
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 196-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
организацию и управление режимами параллельной (совместной) работы российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств;
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
участие в формировании и выдаче при присоединении субъектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств к единой национальной (общероссийской) электрической сети и территориальным распределительным сетям технологических требований, обеспечивающих их работу в составе Единой энергетической системы России, а также участие в формировании и выдаче технологических требований при реализации мероприятий по обеспечению вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 28 января 2021 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 281-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
С 1 января 2024 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ абзац одиннадцатый пункта 1 настоящей статьи будет изложен в новой редакции.
участие в осуществлении уполномоченными федеральными органами исполнительной власти контроля за техническим состоянием объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, влияющих на надежность и безопасность функционирования Единой энергетической системы России;
организацию отбора исполнителей услуг по обеспечению системной надежности и оплату таких услуг в целях обеспечения надежности функционирования Единой энергетической системы России в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
участие в расследовании причин аварий в электроэнергетике и осуществление систематизации информации об авариях в электроэнергетике в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ.)
С 1 января 2023 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ статья 14 будет дополнена новыми абзацами.
иные функции, определенные настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере электроэнергетики.
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ.)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 ноября 2007 года Федеральным законом от 4 ноября 2007 года № 250-ФЗ, – см. предыдущую редакцию)
2. Субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах осуществляют оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике в пределах зон своей диспетчерской ответственности. В пределах указанных зон они вправе принимать решения в форме оперативных диспетчерских команд и распоряжений, связанных с осуществлением функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и обязательных для исполнения субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии, влияющими на электроэнергетический режим работы электроэнергетической системы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 ноября 2008 года Федеральным законом от 4 ноября 2007 года № 250-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 262-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
С 1 января 2024 года пункт 2 настоящей статьи утрачивает силу – Федеральный закон от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ.
3. Субъекты электроэнергетики вправе не исполнять оперативные диспетчерские команды и распоряжения, если их исполнение создает угрозу жизни людей, сохранности оборудования или приводит к нарушению пределов и условий безопасной эксплуатации атомных электростанций.
4. Выдача обязательных для исполнения оперативных диспетчерских команд и распоряжений, связанных с ограничением режима потребления электрической энергии (мощности) потребителей электрической энергии, осуществляется субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике только в случае необходимости принятия мер по предотвращению возникновения или ликвидации аварийных ситуаций.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 262-ФЗ.)
С 1 января 2024 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ в пункт 4 настоящей статьи будут внесены изменения.
При возникновении или угрозе возникновения аварийных электроэнергетических режимов (режимов, которые характеризуются параметрами, выходящими за допустимые пределы, определяемые в соответствии с обязательными требованиями) действует особый порядок оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. Особенности оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике при возникновении или угрозе возникновения аварийных электроэнергетических режимов и соответствующие обязанности субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливаются правилами технологического функционирования электроэнергетических систем и правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Системный оператор (в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах – соответствующий субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, определяемый Правительством Российской Федерации) оказывает на возмездной договорной основе услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии.
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 29 июня 2018 года № 172-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
С 1 января 2024 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ абзац первый пункта 1 настоящей статьи будет изложен в новой редакции.
Правительство Российской Федерации устанавливает критерии и порядок отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих такому обязательному обслуживанию, а также основы ценообразования и порядок оплаты указанных услуг, в число которых входят следующие услуги:
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также обеспечение функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков;
С 1 января 2023 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ в абзац третий пункта 1 настоящей статьи будут внесены изменения.
обеспечение надежности функционирования электроэнергетики путем организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности.
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 262-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, технологический режим работы и эксплуатационное состояние объектов электроэнергетики или энергопринимающих устройств которых влияют на электроэнергетический режим работы энергетической системы, заключают с системным оператором (в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах – с соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике) безвозмездные соглашения, которыми устанавливается порядок осуществления технологического взаимодействия системного оператора или иного субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике с указанными субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии в целях обеспечения надежности функционирования Единой энергетической системы России (технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем).
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 29 июня 2018 года № 172-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
С 1 января 2024 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ абзац пятый пункта 1 настоящей статьи будет изложен в новой редакции.
Заключение безвозмездных соглашений, указанных в абзаце пятом настоящего пункта, является обязательным для соответствующих субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии.
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ.)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 ноября 2007 года Федеральным законом от 4 ноября 2007 года № 250-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2. Заключение договоров оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии, отнесенными в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию, с системным оператором является обязательным для обеих сторон, при этом системный оператор не вправе отказать в заключении такого договора.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 ноября 2007 года Федеральным законом от 4 ноября 2007 года № 250-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Субъекты электроэнергетики, потребители электрической энергии несут ответственность за нарушение установленного порядка исполнения оперативно-диспетчерских команд и распоряжений субъектов оперативно-диспетчерского управления в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац дополнен с 9 ноября 2007 года Федеральным законом от 4 ноября 2007 года № 250-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
С 1 января 2024 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ в абзац второй пункта 2 настоящей статьи будут внесены изменения.
Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков, обязаны уплатить системному оператору (в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе соответствующему субъекту оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике) по его требованию пени в размере одной стотридцатой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в соответствующие периоды, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты.
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ.)
3. Пункт утратил силу с 9 ноября 2007 года – Федеральный закон от 4 ноября 2007 года № 250-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
4. Деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях и со статьями 20 и 25 настоящего Федерального закона.
1. Оценка соблюдения субъектами оперативно-диспетчерского управления обязательных требований настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике осуществляется в рамках федерального государственного энергетического надзора и государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.
2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного энергетического надзора, вправе обращаться в суд с требованием о лишении физических лиц – диспетчеров, нарушивших порядок оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, права осуществлять профессиональную деятельность в сфере оперативно-диспетчерского управления.
Должностные лица субъектов оперативно-диспетчерского управления несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность в случае нарушения порядка оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. За действия (бездействие), повлекшие за собой неблагоприятные последствия для субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, субъекты оперативно-диспетчерского управления несут ограниченную ответственность в пределах, установленных настоящим Федеральным законом.
2. За убытки, причиненные субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии, субъекты оперативно-диспетчерского управления, действовавшие в пределах своих полномочий, не несут ответственность. Убытки, причиненные субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии действиями (бездействием) субъектов оперативно-диспетчерского управления, действовавших в пределах своих полномочий, возмещаются согласно договорам, заключаемым в соответствии с основными положениями функционирования оптового рынка, правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков.
Убытки, причиненные субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии действиями (бездействием) субъектов оперативно-диспетчерского управления, действовавших с превышением своих полномочий, возмещаются в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусматривающем возмещение реального ущерба в полном объеме и упущенной выгоды в случае, если в судебном порядке будет доказано, что указанные действия (бездействие) совершены умышленно или по грубой неосторожности.
3. В целях защиты имущественных интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии от указанных в пункте 2 настоящей статьи действий (бездействия) системный оператор обязан осуществлять страхование риска ответственности субъектов оперативно-диспетчерского управления за причинение ущерба субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии в результате действий (бездействия) субъектов оперативно-диспетчерского управления в соответствии с гражданским законодательством о страховой деятельности. Предельный объем средств, предназначенных для указанного страхования, определяется в соответствии с федеральными законами и включается в состав платы за услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике. Данные средства имеют строго целевое назначение и могут расходоваться только на уплату страховой премии в связи с осуществлением страхования риска ответственности за причинение ущерба субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии.
Организация, осуществляющая страхование, определяется на основе открытого конкурса.
4. Для защиты своих имущественных интересов от указанных в пункте 2 настоящей статьи действий (бездействия) субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии вправе осуществлять дополнительное добровольное страхование своих предпринимательских рисков.
1. Оперативно-диспетчерское управление в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, перечень которых утверждается в соответствии с настоящим Федеральным законом, в период до 31 декабря 2023 года включительно осуществляется функционирующими в пределах этих систем субъектами оперативно-диспетчерского управления. Перечень таких субъектов и порядок осуществления оперативно-диспетчерского управления в указанных системах определяются Правительством Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 29 июня 2018 года № 172-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2. Начиная с 1 января 2024 года оперативно-диспетчерское управление в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем осуществляется единолично системным оператором.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ.)
3. При передаче системному оператору от соответствующих субъектов оперативно-диспетчерского управления функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем законодательство Российской Федерации в сфере электроэнергетики применяется на территориях таких электроэнергетических систем в течение определенного Правительством Российской Федерации переходного периода с учетом установленных Правительством Российской Федерации особенностей осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, технологического присоединения к электрическим сетям и регулирования отношений в сфере электроэнергетики на розничных рынках, в том числе в части обеспечения передачи системному оператору необходимых документов и информации, организации систем связи и порядка взаимодействия субъектов оперативно-диспетчерского управления, других субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии с системным оператором.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ.)