Курс ЦБ на 7 мая 2024 года
EUR: 98.473 USD: 91.3124 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Определение Конституционного Суда РФ от 13.06.2006 № 319-О

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Замышляева Вячеслава Вячеславовича на нарушение его конституционных прав положением абзаца первого пункта 3 статьи 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе:
Председателя В. Д. Зорькина,
судей: Н. С. Бондаря, Г. А. Гаджиева, Ю. М. Данилова, Л. М. Жарковой, Г. А. Жилина, С. М. Казанцева, М. И. Клеандрова, А. Л. Кононова, Л. О. Красавчиковой, С. П. Маврина, Н. В. Мельникова, Ю. Д. Рудкина, Н. В. Селезнева, А. Я. Сливы, О. С. Хохряковой, Б. С. Эбзеева, В. Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Л. О. Красавчиковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина В. В. Замышляева,

установил:

1. Арбитражный суд Алтайского края решением от 12 сентября 2005 года, оставленным без изменения апелляционной инстанцией того же суда, отказал гражданину В. В. Замышляеву в удовлетворении иска к ОАО «Коминфо» (город Барнаул), акционером которого он является (владеет 4,5% обыкновенных акций), о представлении копий бухгалтерских отчетов за 2001 – 2003 годы (бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках, приложения и пояснительная записка к ним). Суд мотивировал свое решение тем, что ОАО «Коминфо» с 2001 года перешло на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а потому в силу пункта 3 статьи 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете» освобождено от обязанности ведения бухгалтерского учета. Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы В. В. Замышляева и отмены принятых по делу решений судов первой и апелляционной инстанций, указав на приоритетное по отношению к Гражданскому кодексу Российской Федерации значение положений Налогового кодекса Российской Федерации, определяющих перечень документов, необходимых при применении организациями упрощенной системы налогообложения.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации В. В. Замышляев утверждает, что примененное в его деле положение абзаца первого пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 года «О бухгалтерском учете» (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2002 года № 191-ФЗ), согласно которому организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, нарушает его право свободно получать информацию о деятельности акционерного общества, акционером которого он является, а потому противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 и 29.

2. Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1), а также право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, часть 2).

Названные конституционные права, как вытекает из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 10 апреля 2003 года № 5-П по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 84 Федерального закона «Об акционерных обществах», служат основой конституционно-правового статуса участников хозяйственных обществ, в частности акционеров акционерных обществ – юридических лиц и физических лиц, в том числе не являющихся предпринимателями, которые реализуют свои права через владение акциями, удостоверяющими обязательственные права их владельцев к акционерному обществу.

Составной частью конституционно-правового статуса участников акционерного общества в отношениях с акционерным обществом является закрепленное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 29 (часть 4), право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Оно лежит в основе реализации акционерами своих прав, в том числе права на информацию об акционерном обществе, которое обеспечивается как Гражданским кодексом Российской Федерации, предусматривающим право участников хозяйственного общества получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном учредительными документами порядке (абзац третий пункта 1 статьи 67), так и рядом других законов, раскрывающих содержание права на информацию в сфере предпринимательской деятельности, в том числе объем, количество и состав предоставляемой информации.

Так, Федеральный закон от 26 декабря 1995 года «Об акционерных обществах», определяя, как указано в пункте 1 его статьи 1, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивая защиту прав и интересов акционеров, предусматривает различные формы реализации ими права на получение информации о деятельности акционерного общества и возлагает соответствующие обязанности на акционерное общество (статьи 52, 90, 91, 92 и др.).

3. Реализация конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной на принципах юридического равенства сторон и договорных отношениях, конкуренции и риске, обеспечивается также бухгалтерским учетом, который, как следует из статьи 71 (пункты «ж», «р») Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 8 (часть 1), 29 (часть 4), 34 и 114 (пункт «б» части 1), служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики в Российской Федерации и относится к числу конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2003 года № 4-П по делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»).

3.1. Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета по установленным формам бухгалтерскую отчетность, которая представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности и включает бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к ним, предусмотренные нормативными актами, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, и пояснительную записку (абзац шестой статьи 2, пункты 1 и 2 статьи 13).

Федеральным законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (утратил силу с 1 января 2003 года) были установлены правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Принятый в целях реализации конституционного права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» определил общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства, формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства, в том числе предусмотрел возможность представления ими бухгалтерской отчетности в упрощенном порядке (пункт 1 статьи 6), который, по смыслу статьи 5 названного Федерального закона, сводится в основном к представлению в утверждаемом Правительством Российской Федерации порядке информации, необходимой для решения вопросов налогообложения. В соответствии с требованиями главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели, которым предоставлено право применять упрощенную систему налогообложения, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.

Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 27 апреля 2001 года № 7-П по делу о проверке конституционности ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации и конкретизированной применительно к сфере налоговых правоотношений в Постановлении от 14 июля 2003 года № 12-П по делу о проверке конституционности ряда положений статей 4, 164 и 165 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость», нормы налогового законодательства – исходя не только из публичных интересов государства, но и из частных интересов физических и юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений – должны быть гармонизированы с носящими диспозитивный характер нормами гражданского законодательства.

3.2. Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. К документам бухгалтерского учета относятся, как следует из главы II названного Федерального закона, первичные и сводные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, а также внутренняя бухгалтерская отчетность.

Особенности открытого акционерного общества, как наиболее сложной формы организации бизнеса, при том что его участником может стать любое лицо, требуют публичного ведения дел, в том числе обязательной ежегодной открытой публикации для всеобщего сведения годового отчета, бухгалтерского баланса и счетов прибылей и убытков, подтвержденных независимым аудитом. Содержащаяся в этих документах информация не является коммерческой тайной, а ее представление (как акционерам, так и прочим лицам) невозможно без составления бухгалтерской отчетности. Освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета применительно к деятельности открытого акционерного общества не исключает, таким образом, необходимость составления по данным об имущественном и финансовом положении и результатам хозяйственной деятельности бухгалтерской отчетности в установленной законом форме в целях обеспечения информационной открытости и возможности реализации акционерами своих прав, в том числе права получать информацию о деятельности акционерного общества.

3.3. Следовательно, положение абзаца первого пункта 3 статьи 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете» в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как нарушающее в конкретном деле конституционные права заявителя, а потому его жалоба не является допустимой в силу пункта 1 статьи 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

4. Кроме того, заявитель, выражая несогласие с вынесенными по его делу судебными решениями, ставит, по существу, перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос о проверке этих решений с точки зрения правильности выбора арбитражными судами законодательных норм и возможности их применения при рассмотрении данного дела.

Между тем, как следует из статей 118, 120 и 126 Конституции Российской Федерации, выбор подлежащих применению в конкретном деле правовых норм является прерогативой суда, разрешающего дело в рамках уголовного, гражданского или административного судопроизводства. Проверка же законности и обоснованности вынесенного судом общей юрисдикции или арбитражным судом решения осуществляется вышестоящими судебными инстанциями и к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они установлены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», не относится.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Замышляева Вячеслава Вячеславовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.



Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В. Д. Зорькин

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю. М. Данилов

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно