Курс ЦБ на 10 мая 2024 года
EUR: 98.9461 USD: 91.8239 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2015 № А56-69464/2015

Резолютивная часть решения объявлена 18 декабря 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2015 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Ресовская Т. М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саржевской В. А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Акционерное общество «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт энергетических технологий «Атомпроект»

заинтересованное лицо Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда в Приморском районе Санкт-Петербурга,

третье лицо

об оспаривании решения при участии от заявителя Васильев С.В. довер. от 10.11.14

от заинтересованного лица Дроздова М.Н. довер. от 13.11.15, Арефьева М.А. довер. от 16.12.15

установил:

Акционерное общество «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт энергетических технологий «Атомпроект» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Санкт-Петербурга от 15.07.2015 № 08800415РВ0000645 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.

Представитель Пенсионного фонда просил отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на правомерность и обоснованность оспариваемого ненормативного акта.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Управлением была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов, в ходе которых был составлен акт выездной проверки от 25.05.2015 г. № 08800415АВ0001040. На основании данной проверки были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (пункт 10.1 Акта), в том числе: занижение базы для начисления страховых взносов, допущена ошибка в начислении страховых взносов на выплаты, поэтому индивидуальные сведения сдавались в Пенсионный фонд Российской Федерации также с занижением (своды заработной платы за 2014 г; справка НКЗР из ФСС; карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов за 2012 г-2014 г; справка к м/о 68 за январь 2013 г; заявление на оказание материальной помощи от Угаровой Е.М. и Гурлевой Н.А), в связи с чем был составлен акт выездной проверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета от 25.05.2015 г. № 08800415АВ0001040ИС, которым было выявлено, что АО «АТОМПРОЕКТ» были представлены неполные (недостоверные) сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета (статья 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ), что является нарушением требований законодательства.

На основании вышеуказанных актов органом контроля было вынесено решение от 15.07.2015 г. № 088 004 15 РВ 0000645. Указанным решением АО «АТОМПРЕКТ» привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ (неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправоверных действий (бездействия); начислены пени по состоянию на 22.05.2015; предложено АО «АТОМРОЕКТ»: уплатить неустойку, штрафы, указанные в пункте 1 настоящего решения, уплатить пени, указанные в пункте 2 настоящего решения; внести исправления в документы бухгалтерского учета; представить корректирующие формы документы индивидуального (персонифицированного) учета за 2012 г.; 2013 г; 2014 г. (отчетный период), указать суммы недоимки в строке 120 и разделе 4 формы РСВ-1.

Не согласившись с решением, Общество оспорило его в судебном порядке. При этом Общество ссылается на то, что проверяющие вышли за пределы предмета проверки, указанного в решении от 25.05.2015, и провели проверку исполнения требований законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете; формулировки установленных нарушений не позволяют установить содержание документально подтвержденных фактов нарушения законодательства о страховых взносах; в Пенсионный фонд и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на суммы выплат материальной помощи сотрудникам Гурлевой Н.А. и Угаровой Е.М.; неправомерно начислены страховые взносы на суммы выплат частичной компенсации стоимости приобретенных абонементов в фитнес-клуб в 2014 году с июня по декабрь; считает, что в решении неправомерно указано на принятие решения в отсутствие представителя Общества, в то время как представитель явился в указанное время.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4, 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Как установлено в части 1 статьи 35 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», выездная проверка плательщика страховых взносов проводится на территории (в помещении) плательщика страховых взносов на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов. В случае, если у плательщика страховых взносов отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов. решение о проведении выездной проверки выносит орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации.

Согласно части 7 статьи 35 Закона № 212-ФЗ при проведении выездной проверки по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации орган контроля за уплатой страховых взносов одновременно в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» проводит у плательщика страховых взносов проверку документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.

В данном случае выездная проверка Общества проводилась на основании решения о проведении плановой выездной проверки от 02.03.2015 № 08800415 РВ0000385.

Таким образом, с учетом положений части 7 статьи 35 Закона № 212-ФЗ, ссылка заявителя на неправомерность проведения проверки исполнения требований законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете – необоснованна.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.

Согласно части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Статьей 9 Закона № 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в том числе: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность (подпункт «и» пункта 2); суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (подпункт «б» пункта 3); суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период (пункт 11) и другие.

В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Из статьи 57 Кодекса следует, что по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

Статьей 135 Кодекса предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, согласно части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам.

Статья 15 Кодекса определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 16 Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

Статьей 129 Кодекса установлено, что заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Кодекса регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 Кодекса регулирует социально-трудовые отношения.

Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.

Следовательно, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Как следует из коллективного договора между работодателем и работниками от 29.11.2013, представленного заявителем, обеспечение социальных гарантий и льгот работникам Общества осуществляется в соответствии с принципами и нормами Единой отраслевой социальной политики Госкорпорации «Росатом» и ее организаций через корпоративные социальные программы, в том числе корпоративную социальную программу оказания помощи работникам; корпоративную социальную программу организации спортивных и культурных мероприятий.

Согласно Положению об оказании помощи работникам ОАО «Головной институт «ВНИПИЭТ» (приложение № 1 к коллективному договору) оказание помощи работникам осуществляется в виде оказания материальной помощи работнику и или иным лицам (родственникам работника, непосредственному руководителю работника); предоставления дополнительных выходных дней. Оказание помощи осуществляется на основании Приказа генерального директора Общества по личному заявлению работника либо иных лиц. В том числе Положением предусмотрено оказание материальной помощи работнику в случае смерти близкого родственника работника.

Приказом от 21.05.2014 № 46/304-П утверждено Положение об организации спортивной и культурной работы ОАО «Головной институт «ВНИПИЭТ», приложением № 6 к которому является Программа корпоративного фитнеса. Программа реализуется в форме предоставления работникам Общества частичной компенсации стоимости абонементов в спортивные клубы для занятий по фитнесу.

Характер и правовая природа выплат, осуществленных Обществом в пользу своих работников в период с июня по декабрь 2014 года в виде частичной компенсации стоимости приобретенных последними абонементов в фитнес-клуб, в полной мере совпадают с характером и правовой природой выплат, правомерность освобождения которых от обложения страховыми взносами была подтверждена Президиумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении от 14.05.2013 № 17744/12 по делу № А56-1345/2012.

Согласно материалам дела были начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на выплат материальной помощи: – Гурлевой Н.А. (сумма 16000 руб. на похороны тестя), Угаровой Е.М. (сумма 16000 руб. на похороны сестры).

Между тем подпунктом «б» пункта 3 статьи 9 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что выплаты суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи, не облагается страховыми взносами. Суд полагает, что выплаты Обществом своим сотрудником материальной помощи в связи со смертью тестя и сестры правомерно, поскольку указанные лица являлись членами семьи работников.

На основании вышеизложенного суд считает оспариваемое решение неправомерным в части выплат материальной помощи работникам и в части частичной компенсации стоимости приобретенных абонементов в фитнес-клубы.

Доводы заявителя относительно неясностей в актах и решении Пенсионного фонда судом отклоняются, поскольку решение вынесено на основании документов, представленных Обществом, у которого не должно быть неясностей в содержании указанных документов.

Таким образом, требования Общества подлежат частичному удовлетворению: в части начисления недоимки по страховым взносам, пени и взыскания штрафа на выплаты материальной помощи и частичной компенсации стоимости абонементов в фитнес-клубы.

На основании статьи 110 АПК РФ с Управления взыскиваются понесенные Обществом расходы по государственной пошлине.

Руководствуясь ст. 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому району г. Санкт-Петербурга от 15.07.2015 №08800415РВ0000645 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности в части доначисления страховых взносов, пени и штрафов на выплату материальной помощи (пункт 3 решения) и компенсации за абонемент в фитнес-клуб (пункт 4 решения).

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому району г. Санкт-Петербурга в пользу Акционерного общества «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт энергетических технологий «Атомпроект» 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.




Судья
Т. М. Ресовская

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно