Курс ЦБ на 10 мая 2024 года
EUR: 98.9461 USD: 91.8239 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление АС СКО от 25.03.2019 № Ф08-1426/2019

Дело № А32-17009/2018

Резолютивная часть Постановления объявлена 20 марта 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2019 года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Воловик Л. Н.,
судей Дорогиной Т. Н. и Черных Л. А.,

в отсутствие в судебном заседании заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Астрахань» (ИНН 3006006420, ОГРН 1023001538460) и заинтересованного лица – Государственного учреждения – Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2308007718, ОГРН 1022301212878), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,

рассмотрев кассационную жалобу Государственного учреждения – Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.09.2018 (судья Погорелов И. А.) и Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2019 (судьи Ильина М. В., Ефимова О. Ю., Соловьева М. В.) по делу № А32-17009/2018,

установил следующее.

ООО «Газпром добыча Астрахань» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ГУ – Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – фонд, отделение) о признании недействительным решения от 18.01.2018 № 408.

Решением от 03.09.2018, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 03.12.2018, суд удовлетворил заявленное обществом требование.

Судебные акты мотивированы тем, что спорные выплаты, произведенные обществом в 2015-2016 годах в пользу своих работников, не являются стимулирующими или скрытой формой оплаты труды, носят социальный характер, в связи с чем у отделения отсутствовали правовые основания для начисления 590 278 рублей 96 копеек недоимки по страховым взносам, 3233 рублей 68 копеек пени и 75 153 рублей 82 копеек штрафа.

В кассационной жалобе фонд просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования. По мнению фонда, общество необоснованно не включило в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством суммы выплат, выплаченных обществом своим работникам в рамках трудовых отношений. Коллективный договор общества не относится к законодательным актам и не имеет главенствующей силу перед законами Российской Федерации. В 2015-2016 годах общество на выплаты социального характера, выплаченные своим работникам в рамках трудовых отношений, не начислило страховые взносы, что привело к образованию недоимки.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, фонд провел выездную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством обществом в лице обособленного подразделения, зарегистрированного по месту нахождения, Оздоровительный центр «Санаторий «Юг» (далее – санаторий) за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, по итогам которой составил акт выездной проверки от 11.12.2017 № 408.

По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений общества, фонд вынес решение от 18.01.2018 № 408, которым привлек общество к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего в спорном периоде (далее – Закон № 212-ФЗ), в виде 75 153 рублей 82 копеек штрафа, начислил пени по состоянию на 01.01.2017 в размере 3 233 рублей 68 копеек, предложил уплатить в добровольном порядке недоимку по страховым взносам в размере 590 278 рублей 96 копеек, а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.

Решением от 29.03.2018 № 01-17/05-2216 отделение оставило апелляционную жалобу общества без удовлетворения.

Полагая, что решение фонда является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь статьями 1, 12 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон № 165-ФЗ), статьями 1, 1.2, 2.1, 4.1, 4.4 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной о нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ), статьями 1, 7, 8, 9 Закона № 212-ФЗ, статьями 15, 16, 40, 129, 135, 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), суды сделали правильный вывод о том, что у в рассматриваемом случае у фонда отсутствовали правовые основания для начисления обществу спорных сумм страховых взносов, соответствующих сумм пеней и штрафа.

Суды установили, что основанием для вывода фонда о занижении обществом базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (на общую сумму 20 354 447 рублей) и неуплате 590 278 рублей 96 копеек страховых взносов, явилось то, что в проверяемом периоде общество производило работникам следующие выплаты: ежемесячное пособие работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет; ежемесячную материальную помощь малообеспеченным семьям; ежемесячную материальную помощь работникам, имеющим на иждивении ребенка-инвалида; единовременную материальную помощь участникам боевых действий; единовременную материальную помощь многодетным семьям; ежемесячную материальную помощь одиноким матерям; единовременную материальную помощь при вступлении в брак.

Согласно статье 15 Кодекса трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В силу статьи 16 Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.

Согласно статье 129 Кодекса заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со статьей 1 Закона № 165-ФЗ обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (статья 1.2 Закона № 255-ФЗ).

Частью 3 статьи 4.1 и статье 4.4 Закона № 255-ФЗ предусмотрено, что права и обязанности страхователей как плательщиков страховых взносов устанавливаются и определение объекта обложения страховыми взносами, базы для начисления страховых взносов, сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, установление порядка исчисления, порядка и сроков уплаты страховых взносов осуществляется в соответствии с Законом № 212-ФЗ.

Закон № 212-ФЗ регулирует, в том числе, отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Статья 9 Закона № 212-ФЗ содержит перечень выплат и вознаграждений, не подлежащих обложению страховыми взносами, вытекающими из трудовых либо гражданско-правовых отношений страхователя и физических лиц.

Вместе с тем, суды установили, что согласно коллективному договору, заключенному двусторонней Комиссией по ведению коллективных переговоров и подготовке Коллективного договора ООО «Газпром добыча Астрахань» на 2013-2015 годы, утвержденному 20.12.2012 (в силу пункта 10.1 срок действия договора продлен на период с 01.01.2016 по 31.12.2018), дополнительному соглашению к нему от 09.12.2015 (далее – договор), обществом установлен ряд положений, регламентирующих права, обязанности, льготы, гарантии его участников.

Согласно подразделу 6.2 договора «Социальные льготы, гарантии и компенсации, предоставляемые отдельным категориям работников» работодатель, в частности, обязуется: оказывать единовременную материальную помощь в размере пяти минимальных тарифных ставок работникам, впервые вступившим в брак при подаче заявления в течение шести месяцев со дня вступления в брак (пункт 6.2.1 договора); выплачивать ежемесячное пособие в размере двух минимальных тарифных ставок матерям, в том числе усыновившим (удочерившим) ребенка, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (пункт 6.2.3 договора). Подразделом 6.3 договора установлено, что работодатель в пределах утвержденного бюджета доходов и расходов общества помимо социальных льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренных пунктами 6.1 и 6.2 договора, имеет право оказывать дополнительную материальную помощь работникам (по их заявлению) в размере двух минимальных тарифных ставок ветеранам боевых действий на территории других государств, а также бывшим военнослужащим, выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и работникам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненным к ним лицам, имеющим удостоверение установленного образца (пункт 6.3.3 договора); оказывать дополнительную материальную помощь: а) многодетным семьям в размере двух минимальных тарифных ставок один раз в течение календарного года; б) в размере 0,25 минимальной тарифной ставки в месяц работникам, имеющим на иждивении ребенка-инвалида. При наличии в семье двух и более детей-инвалидов материальная помощь выплачивается работникам на каждого ребенка; в) в размере 0,25 минимальной тарифной ставки в месяц малообеспеченным семьям, в которых совокупный доход на одного члена семьи не превышает величину прожиточного минимума, установленного на данной территории. Размер дополнительной материальной помощи, оказываемой в соответствии с настоящим подпунктом, не зависит от количества воспитываемых работником детей; г) в размере 0,25 минимальной тарифной ставки в месяц на каждого ребенка одиноким матерям, вдовам (вдовцам), работникам, воспитывающим детей (в возрасте до 18 лет, а также детей, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, – до 24 лет) без матери или отца. При наличии у работников права на получение материальной помощи по нескольким основаниям, выплата производится по каждому из них. Если в обществе работают оба супруга, то указанная льгота предоставляется одному из них (пункт 6.3.10 договора).

Судебные инстанции обоснованно указали, что в отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 Кодекса регулирует социально-трудовые отношения.

При этом выплаты социального характера основаны на коллективном договоре, не являются стимулирующими или компенсирующими выплатами, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы и не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Доказательства обратного фонд не представил.

Таким образом, получение сотрудниками указанных выплат не свидетельствует о возникновении у работников материальной выгоды в качестве вознаграждения за труд. Получение этих выплат не предусмотрено в качестве элемента системы оплаты труда, действующей в обществе.

Установив, что суммы выплачиваемые обществом своим работникам в соответствии с коллективным договором не подлежат обложению страховыми взносами, суды сделали правильный вывод об отсутствии у фонда оснований для вывода о занижении обществом базы для начисления страховых взносов на произведенные, послужившем основанием для начисления обществу спорных сумм страховых взносов, соответствующих пени и штрафа.

Доводы фонда были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.

Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.09.2018 и Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2019 по делу № А32-17009/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Председательствующий
Л. Н. Воловик

Судьи
Т. Н. Дорогина
Л. А. Черных

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно