8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление ФАС СКО от 03.09.2013 № А22-2122/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 29.08.2013.
Полный текст постановления изготовлен 03.09.2013.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе:
Председательствующего Рогальского С. В.,
судей Бабаевой О. В. и Чесняк Н. В.,
при участии в судебном заседании:
от истца – муниципального бюджетного лечебно-профилактического учреждения «Лаганская центральная районная больница» (Республика Калмыкия, г. Лагань, ИНН 0803900168, ОГРН 1020800567655) – Ниджигаевой Н. В., Нюрюповой Б. Р., Тарбаева И. С. (доверенности от 28.08.2013),
от ответчика – территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия (ИНН 0814010294, ОГРН 1020800757427) – Якушкина Д. А. (доверенность от 09.01.2013),
в отсутствие третьего лица – страховой медицинской организации ОАО «Страховая компания «Росно-МС» (Калмыцкий филиал), извещенного о времени и месте судебного заседания,

рассмотрев кассационную жалобу муниципального бюджетного лечебно-профилактического учреждения «Лаганская центральная района больница» на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2013 (судьи Годило Н. Н., Жуков Е. В., Джамбулатов С. И.) по делу № А22-2122/2012,

установил следующее.

МБЛПУ «Лаганская центральная районная больница» (далее – больница) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с иском к территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия (далее – фонд) о взыскании 3 351 216 рублей 63 копеек, недополученных в 2009 – 2010 годах из средств фонда на выплату заработной платы работникам больницы (уточненные требования).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена страховая медицинская организация ОАО «Страховая компания «Росно-МС» (далее – страховая компания «Росно-МС»).

Решением от 24.01.2013 (судья Хазикова В. Н.) иск удовлетворен. Суд установил, что утвержденное Приказом Минздравсоцразвития Республики Калмыкия от 31.10.2008 № 653пр Примерное положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения (далее – Примерное положение) и принятое в соответствии с ним Положение об оплате труда работников больницы, предусматривавшие начисление повышающего коэффициента за работу в пустынных и безводных местностях только на должностной оклад, без учета иных начислений компенсационного характера, не соответствуют нормам Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). Поскольку источником выплаты заработной платы являются собираемые фондом средства на обязательное медицинское страхование, суд пришел к выводу, что компенсация недоначисленных работникам больницы сумм входит в обязанность фонда.

Апелляционный суд постановлением от 21.05.2013 отменил решение и отказал в иске. Суд указал, что тарифы на оплату медицинской помощи, на основании которых фонд свертывает и исполняет свой бюджет на соответствующий год, не включали часть компенсационных выплат по вине истца, представлявшего фонду неверные сведения о предстоящих расходах на оплату труда. Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что ущерб, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов, возмещается за счет казны Российской Федерации или казны субъекта Российской Федерации в лице соответствующего финансового органа. Главный распорядитель бюджетных средств (в данном случае фонд) может нести ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных ему из соответствующего бюджета. Исходя из названных обстоятельств и правовых норм, в том числе норм бюджетного законодательства, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания ущерба с ответчика.

В кассационной жалобе больница просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции. Заявитель не оспаривает того, что средства фонда на оплату труда формировались в 2009 – 2010 годах на основании ошибочных сведений о расходах, представлявшихся заявителем, однако полагает, что компенсация недоначисленных сумм возможна только за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС), для чего в Закон Республики Калмыкия «О бюджете фонда обязательного медицинского страхования» необходимо внести изменения, увеличивающие статью доходов Территориальной Программы ОМС.

Фонд в отзыве на кассационную жалобу просит оставить постановление апелляционного суда без изменения.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что основания для отмены обжалуемого постановления отсутствуют.

Как следует из материалов дела, пунктом 7.12 Примерного положения об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РК от 31 октября 2008 № 653пр, предусматривались выплаты компенсационного характера, рассчитываемые в процентном отношении к окладу (должностному окладу) без учета повышающих коэффициентов. Выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях) согласно пункту 7.1 Примерного положения отнесены к выплатам компенсационного характера.

Аналогичный порядок расчета оплаты труда установлен пунктом 6.4 Положения об оплате труда работников Лаганской больницы.

Оказываемая больницей медицинская помощь в части, приходящейся на заработную плату работников больницы, оплачивалась страховой компанией «Росно-МС» в соответствии с заключенным между ними договором на предоставление медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования от 31.12.2008 в пределах средств, получаемых от территориального фонда ОМС.

Прокуратура Лаганского района 06.04.2011 опротестовала пункт 6.4 Положения об оплате труда работников Лаганской больницы, считая его не соответствующим статьям 144, 148, 316 ТК РФ, устанавливающим порядок принятия систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, повышенную оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, размер и порядок применения районного коэффициента для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в соответствующих местностях.

Непосредственным поводом для опротестования указанного Положения являлось Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.12.1991 № 199-р об отмене ограничений размера заработка, на который начисляются районные коэффициенты, коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях.

По представлению прокуратуры больница произвела перерасчет заработной платы, определив сумму, недополученную в 2009 – 2010 годах из средств ОМС, в размере 4 870 985 рублей.

Взыскание решениями судов общей юрисдикции с больницы в пользу ее работников сумм невыплаченной заработной платы и отказ фонда в добровольном возмещении образовавшихся убытков послужили основаниями для обращения больницы в арбитражный суд с настоящим иском.

Апелляционный суд, исходя из названных обстоятельств, определил предмет заявленных требований как требование о возмещении убытков и пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных статьями 15, 16, 1069 ГК РФ оснований для взыскания убытков с ответчика: неправомерных действий (бездействия) фонда как государственного органа и причинной связи между его действиями и убытками истца.

Деятельность территориальных фондов ОМС, источники формирования денежных средств, аккумулируемых фондами, регулируются в спорном периоде Законом Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Указанными законами обязательное медицинское страхование определяется как вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования; территориальная программа обязательного медицинского страхования – составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Организация обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации отнесена к полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. К таким переданным субъектам полномочиям относится, в том числе: утверждение территориальных программ обязательного медицинского страхования и реализация базовой программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в пределах и за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования; утверждение дифференцированных подушевых нормативов финансового обеспечения обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации; контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации.

Непосредственно к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относится, в частности, утверждение бюджетов территориальных фондов и отчетов об их исполнении.

В свою очередь территориальные фонды осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования за счет доходов бюджетов территориальных фондов, формируемых в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации из: субвенций бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов; межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета Федерального фонда и из бюджета субъекта Российской Федерации; платежей субъектов Российской Федерации на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования; начисленных пеней и штрафов, подлежащих зачислению в бюджеты территориальных фондов; иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Расходы бюджетов территориальных фондов, контролируемые Федеральным фондом и субъектами Российской Федерации, осуществляются в целях финансового обеспечения: выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в результате принятия законов и (или) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Также строго регламентированы расходы из формируемого в составе бюджета территориального фонда нормированного страхового запаса, размер и цели использования средств которого устанавливаются законом о бюджете территориального фонда.

Нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации (статья 11). Бюджеты территориальных фондов предназначаются для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации (статья 14).

В соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Калмыкия на 2009 и 2010 годы тарифы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС, включают расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, приобретение медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария и т. п. Усредненная структура тарифа в системе ОМС на 2009 – 2010 гг. дана в Тарифном соглашении на соответствующий год.

Формирование бюджетов территориальных фондов в виде законов на соответствующий год из определенных источников поступления денежных средств и строго целевое их расходование исключает также возможность признания фонда неосновательно обогатившимся за счет средств истца.

Иных правовых оснований для взыскания с ответчика разницы, образовавшейся вследствие неправильного применения трудового законодательства, истец не привел.

При названных обстоятельствах кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 284, 286289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2013 по делу № А22-2122/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



Председательствующий
С. В. Рогальский

Судьи
О. В. Бабаева
Н. В. Чесняк

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно