Курс ЦБ на 20 апреля 2024 года
EUR: 99.5797 USD: 93.4409 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление АС ЦО от 22.06.2020 № Ф10-1411/2020

Дело № А62-4361/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 18.06.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.06.2020.

Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи Бессоновой Е. В.,
судей Леоновой Л. В., Стрегелевой Г. А.,
в отсутствие представителей:
общества с ограниченной ответственностью «Жилкомтепло» (г. Рославль, ОГРН 1056700022411, ИНН 6725011522);
главного управления «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» (г. Смоленск, ОГРН 1066731117353, ИНН 6730067200), извещенных надлежаще,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» на Решение Арбитражного суда Смоленской области от 08.10.2019 и Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2019 по делу № 62-4361/2017,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Жилкомтепло» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к главному управлению «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» (далее – управление) о признании недействительными Предписания от 12.05.2017 № 0547/50/2017.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 08.10.2019, оставленным без изменения Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2019, требование удовлетворено.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты, отказав в удовлетворении заявленных требований. Считает, что применение обществом для расчета норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды жильцам дома общей площади помещений, входящих в состав общего имущества дома с чердаком и подвалом, и одновременного применения норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды, утвержденного департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике, является некорректным и не основанном на законе.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит принятые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей указанных лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании Приказа управления от 17.04.2017 № 0921/ИП в период с 19.04.2017 по 12.05.2017 в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка по вопросу соблюдения обществом требований жилищного законодательства в части расчета платы за электрическую энергию на общедомовые нужды в отношении многоквартирного жилого дома № 10а по ул. Орджоникидзе в г. Рославле Смоленской области.

Проверкой установлено нарушение положений Постановления департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 23.07.2012 № 260 (далее – постановление № 260), части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

В связи с выявленными нарушениями в адрес общества вынесено Предписание от 12.05.2017 № 0547/50/2017, которым на него возложена обязанность произвести корректировку расчета размера платы за электроснабжение на общедомовые нужды (по квартире 12 дома № 10А по ул. Орджоникидзе г. Рославля Смоленской области) за период с 01.01.2017 по настоящее время с учетом требования части 1 статьи 36 ЖК РФ, применяя в расчетах формулу 15 приложения 2 к Правилам № 354, и представить управлению платежный документ по квартире 12 указанного МКД с отраженной суммой перерасчета размера платы за электроснабжение на общедомовые нужды.

Ссылаясь на то, что указанное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суды двух инстанции, верно применив положения статей 198201 АПК РФ, обоснованно исходили из следующего.

В силу пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ в редакции, действующей с 01.01.2017, плата за содержание жилья включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 267-ФЗ) размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции данного закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.

В соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 настоящей статьи, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Объем коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, определяется по формуле 15, приведенной в пункте 17 Приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее по тексту – Правила № 354), с учетом общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в качестве множителя.

Причем при определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.

В соответствии с пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее – постановление № 306) (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее – Постановление № 1498)), нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (уполномоченные органы).

Пунктом 2 Постановления № 1498 органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления.

Таким образом, как верно резюмировали суды, с 01.01.2017 при определении размера платы за содержание жилого помещения следует учитывать расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, размер которых при первоначальном включении в плату не должен превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.

До вступления в силу Постановления департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 26.05.2017 № 44 «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Смоленской области» (до 01.06.2017), первоначальный размер платы за электрическую энергию на цели содержания общего имущества МКД рассчитывается исходя из фактического объема потребления коммунальных ресурсов (при наличии общедомового прибора учета коммунального ресурса), не превышая при этом нормативный объем, используя утвержденные нормативы на общедомовое потребление по состоянию на 01.11.2016 (утвержденные Постановлением № 260).

Системное толкование приведенных выше правовых норм позволило судам сделать вывод о том, что размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, может составлять меньшую величину, чем размер норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.

Проверяя арифметический расчет, который должен был соответствовать приведенным нормам, суды установили, что при расчете норматива потребления коммунальной услуги «электроснабжение» на общедомовые нужды (величина, с которой впоследствии следовало сравнить расчет, произведенный по общедомовому прибору учета), общество использовало формулу 15 и данные об общей площади помещений, относящихся к общему имуществу МКД (включая площади подвала и чердака).

Доводы управления, оспорившего данный расчет, судом правомерно не приняты во внимание со ссылкой на положения пункта 1 статьи 36 и части 1 статьи 157 ЖК РФ, пункты 11, 13 и 19 Правил № 306, а также разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2015 № 42868-ОД/04 и от 11.04.2017 № 12368-АЧ/04, согласно которым в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 ЖК РФ, в том числе площадь чердаков и подвалов, а при определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 ЖК РФ, в том числе площадь чердаков и подвалов; Si – общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме; Sоб – общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

С учетом этого суды обоснованно отметили, что управление, усмотрев нарушение во включении в расчет платы за услугу электроснабжения, потребляемую в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, площади подвала и чердака, входящих в состав общего имущества МКД, не произвело анализ норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению, утвержденного Постановлением № 260. Напротив, им было предложено применение данного постановления с учетом приложения, не предусматривающего включение площадей чердака и подвалов при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, вопреки требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах, с учетом положений части 8 статьи 5 ЖК РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ», суды пришли к верному выводу о том, что при расчете площади общего имущества учету подлежат все помещения, перечисленные в пункте 1 статьи 36 ЖК РФ (в том числе, площади чердаков и подвалов).

Отклоняя довод управления о необходимости предъявления собственникам помещений нормативного ОДН вне зависимости от показаний общедомового прибора учета, суды правомерно указали следующее.

В силу части частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом.

Однако данное положение не свидетельствует о том, что при наличии общедомовых приборов учета их значение не должно учитываться при определении размера оплаты электроэнергии на ОДН.

Поскольку материалами дела подтверждено, что за период март – июнь 2017 года объем индивидуального потребления превысил объем потребления, определенного по показаниям общедомовых приборов учета, в связи с чем обществом собственникам помещений предъявлен объем потребления, равный нулю. Предложенный управлением в предписании расчет ОДН (по нормативу вне зависимости от показаний приборов учета) приведет к увеличению обязанности собственников помещений, чем нарушит их права.

Несмотря на допущенные обществом ошибки в определении площади общего имущества, оспариваемое предписание нельзя признать законным и обоснованным, поскольку им предложено применять расчет площади общего имущества с нарушением требований вышеперечисленных норм.

Оценивая предписание на предмет его исполнимости, суды обоснованно указали, что в рассматриваемом случае раздел предписания «Выявленные нарушения обязательных требований при использовании, содержании и ремонте жилищного фонда и предоставлении коммунальных услуг (со ссылками на нарушенный нормативный акт)» в полном объеме воспроизводит акт проверки, а его большая часть представлена в виде прямого цитирования норм действующего законодательства без каких-либо выводов и исследований.

Управление, вменяя обществу нарушение, выразившееся во включении в расчет платы за услугу электроснабжения, потребляемую в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, площади подвала и чердака, входящих в состав общего имущества МКД, не только не привело математического расчета, разбивки и иллюстрации начислений по каждому месяцу (с марта по июнь) и не учло отсутствие фактических начислений по отдельным месяцам, но и не указало на недостатки исходных данных.

Одновременно суды обоснованно учли, что в нарушение вышеизложенных норм жилищного права управление не только не установило площадь общего имущества, которая подлежала учету при расчете объема потребления, но и не привело критерии перерасчета, который общество должно было произвести во исполнение предписания.

Указанное свидетельствует о несоответствии оспариваемого предписания требованиям действовавшего в спорный период законодательства.

Данные выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им. Приведенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку исследованных судами доказательств, установленных фактических обстоятельств, и сделанных на их основании выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).

Таким образом, основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов у кассационного суда отсутствуют.

Нарушений судами норм процессуального права, указанных в части 4 статьи 288 АПК РФ, судом округа не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Смоленской области от 08.10.2019 и Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2019 по делу № 62-4361/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.



Председательствующий судья
Е. В. Бессонова

Судьи
Л. В. Леонова
Г. А. Стрегелева

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно