Курс ЦБ на 20 апреля 2024 года
EUR: 99.5797 USD: 93.4409 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление АС УО от 13.08.2020 № Ф09-4628/20

Дело № А76-41974/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 13.08.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.08.2020.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:
Председательствующего Жаворонкова Д. В.,
судей Гавриленко О. Л., Сухановой Н. Н.

рассмотрел судебном заседании кассационную жалобу Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» (далее – Департамент государственного жилищного и строительного надзора, инспекция) на Решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.02.2020 по делу № А76-41974/2019 и Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2020 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняла участие представитель инспекции – Шунина Д. В. (доверенность от 03.07.2020).

Общество с ограниченной ответственностью Уполномоченная компания «Металлург» (далее – ООО УК «Металлург», общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к инспекции о признании недействительным пункта 1 Предписания от 28.08.2019 № 4279 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства.

Решением суда от 06.02.2020 требования заявителя удовлетворены, пункт 1 оспоренного предписания признан недействительным.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе инспекция просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на Письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 № 29433-ВК/19, согласно которому используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии к Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (далее – МКД) надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте МКД. При этом, в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом МКД, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в МКД, не оборудованных общедомовыми приборами учета с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (в целях содержания общего имущества).

Инспекция ссылается также на Письмо от 27.01.2017 для управляющих организаций, размещенное на сайте Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, в котором указано, что нормативы потребления по электроснабжению на общедомовые нужды, утвержденные Постановлением от 24.12.2015 № 64/1, рассчитаны без учета площадей чердаков и подвалов. Таким образом, по мнению инспекции, расчет платы за электроэнергию на содержание общего имущества МКД должен производиться без учета площадей подвальных и чердачных помещений.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО УК «Металлург» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1107450001526 и на основании решения общего собрания собственников помещений МКД № 3 по ул. Комаровского в г. Челябинске, оформленного протоколом от 06.09.2018 осуществляет деятельность по управлению указанным МКД.

В связи с поступлением в инспекцию обращения жителей указанного дома от 30.07.2019 Распоряжением исполняющего обязанности заместителя начальника ГЖИ от 13.08.2019 № 19-4255 4279 в отношении заявителя в рамках осуществления лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению МКД назначено проведение внеплановой выездной проверки.

Проверка проведена в период с 27.08.2019 по 28.08.2019, результаты проверки отражены в акте проверки от 28.08.2019 № 4279. Актом проверки зафиксирован факт нарушения обществом при осуществлении лицензируемой деятельности по управлению общим имуществом многоквартирного дома № 3 по ул. Комаровского в г. Челябинске требований статей 36, 162 и части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), подпунктов «а» и «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 (далее – Положение № 1110), пункта 17 приложения 2 (формула 15) к Правилам № 354 в том числе ввиду начисления платы за электроэнергию при содержании общего имущества с учетом неверных размеров общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в доме (согласно техническому паспорту дома, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества, составляет 1 626,6 кв. м, в том числе подвал – 952,9 кв. м (636,4 + 316,5), лестничные клетки – 673,7 кв. м (378,1 + 295,6), при начислении платы за электроэнергию на общедомовые нужды обществом в составе общего имущества ошибочно, по мнению инспекции, включена площадь подвала – 952,9 кв. м, входа в подвал – 48,6 кв. м, приямков – 29,8 кв. м и крылец – 36,7 кв. м).

По итогам проверки обществу выдано Предписание от 28.08.2019 № 4279 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства, которым предписано применительно к указанному дому в срок до 04.10.2019 в том числе произвести перерасчет платы за электроэнергию в целях содержания общего имущества потребителям в многоквартирном доме, исходя из площади мест общего пользования, в соответствии с техническим паспортом дома: за период с января 2017 года по май 2017 года – в размере 673,7 кв. м, за периоды с июня 2017 года по июль 2018 года и с октября 2018 года по август 2019 года – в размере 1 626,6 кв. м (пункт 1 предписания).

Полагая, что предписание нарушает права и законные интересы в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Челябинской области с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о правильности исчисления обществом платы за электроэнергию в части определения площади помещений, входящих в состав общего имущества МКД.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов, считает их законными и обоснованными.

Согласно ст. 39 и 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в таком доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (ч. 1 ст. 37 ЖК РФ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании пункта 9 приложения № 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306) норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с использованием показаний приборов учета электрической энергии (кВт-ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по соответствующей формуле, одним из элементов которой является общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м).

В силу пункта 11 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к настоящим Правилам.

В силу пунктов 13 и 19 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к данным правилам.

Правилами № 306 указано, что разъяснения по их применению дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, согласно которым, при определении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирного дома учитываются помещения, отвечающие критериям, установленным статьей 36 ЖК РФ (Письмо от 29.12.2015 № 42868-ОД/04).

При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 ЖК РФ, в том числе площадь чердаков и подвалов.

Министерством в данном письме также указано, что в случае установления нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с нарушениями Правил № 306 в части неверного применения в расчетах площадей общего имущества в многоквартирном доме, уполномоченному органу следует незамедлительно принять меры по устранению нарушений действующего законодательства, а органам государственного жилищного надзора в рамках исполнения возложенных на них полномочий обеспечить надлежащий контроль.

Как отмечалось ранее, статья 36 ЖК РФ к общему имуществу МКД относит не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Судами установлено, что в настоящем случае собственниками многоквартирного дома не было принято решение вести учет расхода электроэнергии на общедомовые нужды по приборам учета, в связи с чем расчет платы произведен обществом в период с 01.01.2017 по 31.05.2017 по нормативу.

Таким образом, как верно указано судами, согласно нормам жилищного законодательства подвал, входы в него, крыльца и приямки относятся к общему имуществу МКД, следовательно, обществом правомерно учтена площадь данных помещений при исчислении платы за электроэнергию, потребляемую в целях освещения общего имущества.

Ссылки инспекции на Письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 № 29433-ВК/19, Письмо Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 27.01.2017 рассмотрены и обоснованно отклонены судами, поскольку согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», а также согласно части 8 статьи 5 ЖК РФ, в случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям названного Кодекса должны применяться нормы данного Кодекса.

На основании изложенного, вопрос о том, относятся ли подвал, входы в него, крыльца и приямки к общему имуществу МКД в целях исчисления платы за электроэнергию, должен разрешаться в соответствии со статьей 36 ЖК РФ.

Соответственно, применение в расчетах общества размера площади помещений входящих в состав общего имущества (включая подвал, входы в него, крыльца и приямки) в части электроэнергии, потребляемой в целях содержания общего имущества, к утвержденным нормативам, не противоречит действующему законодательству.

Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.

Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование заявителем положений действующего законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.02.2020 по делу № А76-41974/2019 и Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.



Председательствующий
Д. В. Жаворонков

Судьи
О. Л. Гавриленко
Н. Н. Суханова

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно