Курс ЦБ на 27 апреля 2024 года
EUR: 98.7187 USD: 92.0134 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление АС УО от 05.06.2019 № Ф09-2368/19

Дело № А76-23917/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 05.06.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.06.2019.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:
Председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Черкезова Е. О., Гусева О. Г.
при ведении протокола помощником судьи Колмогоровой И. В.,

рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда рассмотрел кассационную жалобу Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» (далее – управление, инспекция) на Решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.10.2018 по делу № А76-23917/2018 и Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2019 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители управления – Горбунова С. С. (доверенность от 26.12.2018 № 3).

Общество с ограниченной ответственностью «СМУ Ремстроймонтаж» (далее – общество «СМУ Ремстроймонтаж», общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к управлению о признании недействительным и отмене Предписания от 07.05.2018 № 18-2284-1661 в части перерасчета платы за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества за период с января 2017 по март 2018 в связи с неверным применением площади общего имущества в многоквартирного дома (далее – МКД).

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.10.2018 (судья Мрез И. В.) заявленные требования удовлетворены, оспариваемое предписание в части перерасчета платы за электроэнергию при содержании общего имущества за период с января 2017 года по март 2018 года признано недействительным.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2019 (судьи Костин В. Ю., Иванова Н. А., Скобелкин А. П.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе управление просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на Письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 № 29433-ВК/19, согласно которому используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») (далее – Правила № 354) значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте МКД. При этом, в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом МКД, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в МКД, не оборудованных общедомовыми приборами учета с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

Инспекция ссылается также на Письмо от 27.01.2017 для управляющих организаций, размещенное на сайте Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, в котором указано, что нормативы потребления по электроснабжению на общедомовые нужды, утвержденные Постановлением от 24.12.2015 № 64/1, рассчитаны без учета площадей чердаков и подвалов. Таким образом, по мнению инспекции, расчет платы за электроэнергию на содержание общего имущества МКД должен производиться без учета площадей подвальных и чердачных помещений.

Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, управлением в соответствии с поступившим обращением гражданина и Распоряжением от 04.05.2018 № 18-2284 1661 проведена внеплановая документарная проверка общества, о чем составлен акт от 07.05.2018 № 18-2284-1661.

В ходе проверки выявлено, что общество допущено неправильное начисление жителям дома № 6 по адресу: Северо-Запад, 1-й квартал, в г. Златоусте платы за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества, за период с января 2017 года по март 2018 года, что выражается в неправильном применении норматива и определении площади помещений, входящих к состав общего имущества МКД, в нарушение п. 17 приложения № 2 к Правилам № 354 (формула 15).

Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи оспариваемого предписания, которым обществу предписано в срок до 20.06.2018, произвести перерасчет платы за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества, за период с января 2017 по март 2018 по нормативу исходя из площади мест общего пользования с января 2017 по май 2017 – 840,4 кв. м, с июня 2017 по март 2018 – 2 826,4 кв. м; произвести перерасчет платы за холодную воду, потребляемую при содержании общего имущества, за период с марта 2017 по май 2017 по нормативу исходя из площади мест общего пользования 840,4 м.

Полагая, что предписание инспекции не соответствует требованиям действующего законодательства в части перерасчета платы за электроэнергию при содержании общего имущества за период с января 2017 года по март 2018 года, нарушает права и законные интересы, общество «СМУ Ремстроймонтаж» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций пришли к выводу о правильности исчисления обществом платы за электроэнергию в части определения площади помещений, входящих в состав общего имущества МКД.

Согласно ст. 39 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в таком доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (ч. 1 ст. 37 ЖК РФ).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании п. 9 приложения № 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306) норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с использованием показаний приборов учета электрической энергии (кВт.ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по соответствующей формуле, одним из элементов которой является общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м).

В силу п. 11 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к настоящим Правилам.

В силу п. 13 и 19 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к данным правилам.

Правилами № 306 указано, что разъяснения по их применению дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, согласно которым, при определении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирного дома учитываются помещения, отвечающие критериям, установленным ст. 36 ЖК РФ (Письмо от 29.12.2015 № 42868-ОД/04).

При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь помещений, указанных в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, в том числе площадь чердаков и подвалов;

Министерством в данном письме также указано, что в случае установления нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с нарушениями Правил № 306 в части неверного применения в расчетах площадей общего имущества в многоквартирном доме, уполномоченному органу следует незамедлительно принять меры по устранению нарушений действующего законодательства, а органам государственного жилищного надзора в рамках исполнения возложенных на них полномочий обеспечить надлежащий контроль.

Как отмечалось ранее, ст. 36 ЖК РФ к общему имуществу МКД относит не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Таким образом, как верно указано судами, согласно нормам жилищного законодательства подвал относится к общему имуществу МКД, следовательно, обществом правомерно учтена площадь подвала при исчислении платы за электроэнергию, потребляемую в целях освещения общего имущества.

Ссылки инспекции на Письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 № 29433-ВК/19, Письмо Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 27.01.2017 рассмотрены и обоснованно отклонены судами, поскольку согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», а также согласно ч. 8 ст. 5 ЖК РФ, в случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям названного кодекса должны применяться нормы данного кодекса.

На основании изложенного, вопрос о том, относятся ли подвалы к общему имуществу МКД в целях исчисления платы за электроэнергию, должен разрешаться в соответствии со ст. 36 ЖК РФ.

Соответственно, применение в расчетах общества «СМУ Ремстроймонтаж» размера площади помещений входящих в состав общего имущества (включая подвал) в части электроэнергии, потребляемой в целях содержания общего имущества, к утвержденным нормативам, не противоречит действующему законодательству.

Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.

Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование заявителем положений действующего законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.10.2018 по делу № А76-23917/2018 и Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.



Председательствующий
Е. А. Кравцова

Судьи
Е. О. Черкезов
О. Г. Гусев

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно