Курс ЦБ на 24 апреля 2024 года
EUR: 99.5609 USD: 93.2918 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление АС СКО от 04.02.2019 № Ф08-11794/2018

Дело № А32-31865/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 31.01.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 04.02.2019.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе:
Председательствующего Драбо Т. Н.,
судей Прокофьевой Т. В. и Черных Л. А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Крайжилсервис» (ИНН 2308138502, ОГРН 1072308012842) – Голубова А. С. (доверенность от 08.10.2018),
от заинтересованного лица – Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796, ОГРН 1052308033700) – Невтисовой В. А. (доверенность от 13.08.2018) и Стафеева Н. Н. (доверенность от 08.11.2018),

рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Крайжилсервис» на Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.07.2018 (судья Шкира Д. М.) и Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2018 (судьи Филимонова С. С., Ефимова О. Ю., Смотрова Н. Н.) по делу № А32-31865/2017,

установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Крайжилсервис» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее – инспекция) от 28.04.2017 № 860.

Решением суда от 27.10.2017, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 23.01.2018, в удовлетворении требований обществу отказано со ссылкой на то, что инспекция доказала соответствие оспариваемого обществом предписания требованиям действующего законодательства, в связи с чем отсутствуют правовые основания для признания его недействительным.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.05.2018 Решение суда от 27.10.2017 и Постановление апелляционной инстанции от 23.01.2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение. Суд кассационной инстанции указал, что вывод судебных инстанций о неправомерности используемого обществом способа расчета оплаты за потребленную коммунальную услугу (теплоноситель) с учетом показаний приборов учета отдельно в отношении жилых и нежилых помещений сделан без достаточного исследования фактических обстоятельств по делу. Суды не указали, в чем конкретно заключается неправомерность методики расчета, используемого обществом, и, исходя из этого, чем именно нарушен пункт 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491). Суды не выяснили в полной мере правовую позицию инспекции и не установили, какую именно методику расчета платы требует инспекция от общества и как указанный метод соотносится с требованиями закона, в том числе Правил № 491. Суды не дали надлежащую правовую оценку доводам общества о необходимости применения двухкомпонентного тарифа, поскольку фактически в спорных жилых домах установлены приборы учета, фиксирующие как объем, так и температуру поступающей горячей воды. Суды не изучили и не дали правовую оценку соответствующей документации на указанные приборы учета.

При новом рассмотрении Решением суда от 24.07.2018, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 03.10.2018, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано со ссылкой на соответствие оспариваемого предписания Правилам № 491 и Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306).

В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, вывод судов о необходимости применении норматива потребления (компонента на нагрев) вместо показаний исправного и введенного в эксплуатацию общедомового прибора учета при начислении за содержание жилого помещения в многоквартирном жилом доме платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном жилом доме, противоречит положениям Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Примечаниям к Приложению № 2 «Расчет размера платы за коммунальные услуги» Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации инспекция не представила в суд отзыв на кассационную жалобу.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, представители инспекции просили оставить решение суда и постановление апелляционной инстанции без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, на основании обращения физического лица инспекция провела внеплановую выездную проверку общества, в ходе которой установила, что в нарушение пункта 29 Правил № 491 в период с января по май 2017 года общество начисляло оплату за горячую воду, потребленную при содержании общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Краснодар, проспект Чекистов, дома № 37 и 39 (далее – спорные МКД) исходя из разницы между фактическим объемом потребления указанного коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового прибора учета, и объемом потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям индивидуальных приборов учета. Полученный объем потребленного коммунального ресурса общество распределяло между всеми жилыми и нежилыми помещениями в спорных МКД пропорционально их площади. Кроме того, инспекция установила, что при начислении платы за потребленные коммунальные ресурсы (горячая и холодная вода, электроэнергия), используемые в целях содержания общего имущества МКД № 39, общество использовало площадь мест общего пользования, равную 13 272,1 м2, общую площадь жилых и нежилых помещений – в размере 14 049,1 м2; в отношении МКД № 37 общество применяло площадь мест общего пользования в размере 9 414,2 м2, общую площадь жилых и нежилых помещений в размере 11 031,9 м2. Однако используемые обществом показатели не соответствуют сведениям, указанным в технических паспортах спорных МКД.

По результатам проверки инспекция составила акт от 28.04.2017 № 001561 и выдала обществу Предписание от 28.04.2017 № 860 о необходимости перерасчета начисления платы за коммунальные ресурсы по горячей и холодной воде, электроэнергии, используемые в целях содержания общего имущества в спорных МКД, исходя из площади мест общего пользования в МКД № 39, равной 2 775,9 м2, площади жилых и нежилых помещений – 16 748 м2; в отношении МКД № 37 – исходя из площади мест общего пользования, составляющей 3 275,6 м2, площади жилых и нежилых помещений, равной 11 585,1 м2; перерасчета начисления платы за горячую воду, используемую в целях содержания общего имущества спорных МКД, рассчитав компонент нагрева тепловой энергии в соответствии с пунктом 58 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47, за период с января по май 2017 года.

В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало предписание инспекции в арбитражный суд.

При новом рассмотрении суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно отказали обществу в удовлетворении требований, исходя из следующего.

Согласно частям 9.1, 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании пункта 29 Правил № 491 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил № 491), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг С 01.01.2017 в состав данных расходов также включаются расходы на оплату холодной и горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил № 491).

При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.

При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов Как установлено пунктом 27 Приложения № 1 к Правилам № 306, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома), а именно: площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.

Соответственно, первоначальное включение расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в плату за содержание жилого помещения осуществляется с 01.01.2017.

При этом независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета холодной и горячей воды, тепловой энергии, количество холодной воды и количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода.

Таким образом, показания общедомовых приборов учета не могут учитываться при начислении платы за коммунальный ресурс, потребленный при содержании общего имущества с 01.01.2017.

Норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в Краснодарском крае определен Приказом Региональной энергетической комиссии – Департамента цен и тарифов в Краснодарском крае от 06.09.2012 № 4/2012-нп и по холодному водоснабжению на общедомовые нужды составляет 0,03 м3 в месяц на 1 м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.

Приказом Региональной энергетической комиссии – Департамента цен и тарифов в Краснодарском крае от 27.11.2015 № 49/2015-т установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду, исходя из стоимости компонента на тепловую энергию, руб. /гкал, и компонента на холодную воду, руб. /м3. При этом норматив по компоненту – холодная вода равен 0,03 м3 в месяц на 1 м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома. Компонент на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в Краснодарском крае уполномоченным органом не установлен.

Согласно разъяснениям Региональной энергетической комиссии – Департамента цен и тарифов в Краснодарском крае при начислении платы за услуги горячего водоснабжения необходимо руководствоваться Письмом Региональной энергетической комиссии от 22.01.2014 № 57-543/14-06 «О расчетах за горячее водоснабжение»: с 01.01.2014 в случае отсутствия соответствующего общедомового прибора учета (теплосчетчика), при определении платы за горячую воду следует использовать величину количества тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды, полученную расчетным путем по формуле, приведенной в пункте 58 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47 (далее – Методические указания).

Формула расчета норматива тепловой энергии, необходимой для приготовления одного кубического метра горячей воды, приведенная в пункте 58 Методических указаний, соответствует формуле № 31 Правил № 306.

Иной нормативный правовой акт, регламентирующий способ или порядок расчета данной величины, в спорный период отсутствовал.

Суды правильно указали, что в нарушение пункта 29 Правил № 491 общество производило начисление платы за январь и февраль 2017 года за коммунальный ресурс по холодной и горячей воде, потребленной при содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из разницы между фактическим объемом потребления коммунального ресурса, определенного по показанию общедомового прибора учета, и индивидуальных приборов учета.

Кроме того, согласно Техническим паспортам спорных МКД площадь мест общего пользования в МКД № 39 составляет 2 775,9 м2, площади жилых и нежилых помещений – 16 748 м2; площадь мест общего пользования в МКД № 37 составляет 3 275,6 м2, площадь жилых и нежилых помещений – 11 585,1 м2.

На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц суды сделали правильный вывод об отсутствии правовых оснований для расчета обществом начислений за потребленные коммунальные ресурсы на содержание общего имущества, исходя из размеров уборочных площадей, определенных обществом посредством самостоятельно обмера, и не соответствующих сведениям Технических паспортов спорных МКД.

Применительно к установленным по делу обстоятельствам суды сделали мотивированный вывод об отсутствии оснований для признания недействительным Предписания инспекции от 28.04.2017 № 860.

Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.

Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.

В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Крайжилсервис» надлежит взыскать 1 500 рублей государственной пошлины, отсрочка по уплате которой предоставлялась обществу Определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.12.2018 при принятии кассационной жалобы к производству.

Руководствуясь статьями 101, 110, 274, 286289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.07.2018 и Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2018 по делу № А32-31865/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Крайжилсервис» в доход федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



Председательствующий
Т. Н. Драбо

Судьи
Т. В. Прокофьева
Л. А. Черных

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно