Курс ЦБ на 25 апреля 2024 года
EUR: 98.9118 USD: 92.5058 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление АС ЗСО от 05.12.2019 № Ф04-5968/2019

Дело № А27-30464/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 28.11.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.12.2019.

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шабановой Г. А.,
судей Беловой Л. В., Черноусовой О. Ю.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «МАСТЕР-СЕРВИС» на Решение от 22.05.2019 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Иващенко А. П.) и Постановление от 19.08.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С. В., Бородулина И. И., Скачкова О. А.) по делу № А27-30464/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «МАСТЕР-СЕРВИС» (652740, Кемеровская область, город Калтан, улица Комсомольская, дом 16, корпус А, ИНН 4222013110, ОГРН 1104222000222) к Государственной жилищной инспекции Кемеровской области (650991, Кемеровская область, город Кемерово, проспект Советский, дом 60, квартира 229, ИНН 4207052789, ОГРН 1024200719828) об оспаривании предписания.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «МАСТЕР-СЕРВИС» (далее – общество, ООО «МАСТЕР-СЕРВИС») обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным Предписания Государственной жилищной инспекции Кемеровской области (далее – ГЖИ, инспекция) от 30.10.2018 № 3735-1/2018/ЛК/П/ЖКУ-237.

Решением от 22.05.2019 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения Постановлением от 19.08.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО «МАСТЕР-СЕРВИС» просит отменить указанные судебные акты и удовлетворить заявленные им требования.

По мнению подателя жалобы, площадь чердаков и подвалов должна учитываться при начислении потребителям платы за электрическую энергию, потребляемую в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; недостоверность площади, использованной для расчета платы, ГЖИ не доказана; оспариваемое предписание не отвечает критериям конкретности и исполнимости; нарушен порядок проведения проверки, установленный Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Инспекцией отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не представлен.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и дополнениях к ней, суд округа считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене.

Как следует из материалов дела, ООО «МАСТЕР-СЕРВИС» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе расположенным по адресу: город Калтан, улица Калинина, дом 4 (далее – многоквартирный дом, МКД).

На основании Распоряжения от 08.10.2018 № 3735/2018/ЛК/Р/ЖКУ237 инспекцией проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом лицензионных требований, в ходе которой выявлены нарушения части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), при начислении жителям МКД платы за электроэнергию на содержание общего имущества.

По результатам проверки ГЖИ составлен акт от 30.10.2018 № 3735/2018/ЛК/А/ЖКУ237 и выдано Предписание от 30.10.2018 № 3735-1/2018/ЛК/А/ЖКУ-237, которым на общество возложена обязанность в срок до 28.12.2018 привести расчет платы за электроснабжение на содержание общего имущества жителей МКД за весь неправомерно начисленный период, в соответствие с действующим законодательством.

Не согласившись с указанным предписанием, ООО «МАСТЕР-СЕРВИС» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания.

В силу статьи 196 ЖК РФ, статьи 17 Закона № 294-ФЗ, статьи 7 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пунктов 1.1, 3.20 Положения о Государственной жилищной инспекции Кемеровской области, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.06.2014 № 235, в случае выявления при проведении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, нарушений лицензионных требований должностные лица инспекции обязаны выдать лицензиату предписание о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110, к лицензионным требованиям относятся соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.

В соответствии с частью 2.3 статьи 161, частью 2 статьи 162 ЖК РФ, подпунктом «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, надлежащее управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе начислением обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, оформлением платежных документов и направлением их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.

Из положений пункта 1 части 2 статьи 154, частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ, подпункта «л» пункта 11 Правил № 491 следует, что плата за содержание жилого помещения для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, отведение сточных вод), при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

По общему правилу, закрепленному в части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 30.05.2017 № 82 утверждены нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Кемеровской области, которые действуют с 01.06.2017 и составляют: 0,88 кВтч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, не оборудованном лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения; 2,27 кВтч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, оборудованном лифтами и не оборудованном электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения.

В примечании к Постановлению Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 30.05.2017 № 82 указано, что нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Кемеровской области определены расчетным методом. При установлении нормативов площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определена в составе помещений, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Признавая правомерным требование инспекции о проведении перерасчетов, изложенное в оспариваемом предписании, суды указали, что обществом не подтверждено наличие на чердаке многоквартирного дома оборудования, имеющего возможность потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества; в техническом паспорте МКД не указаны сведения о площади чердачных и подвальных помещений, иные документы, выданные уполномоченной организацией и подтверждающие данные площади, представлены.

Вместе с тем отсутствие в техническом паспорте МКД сведений о площади чердачных и подвальных помещений не может являться достаточным основанием для вывода о неправомерности взимания ООО «МАСТЕР-СЕРВИС» с собственников помещений многоквартирного дома платы за электрическую энергию на общедомовые нужды.

Наличие чердаков и подвалов в МКД, а также нахождение в них инженерных коммуникаций (сети электроснабжения), подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и лицами, участвующими в деле, не оспаривается. Достоверность площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, использованной обществом в расчетах, инспекцией документально не опровергнута.

Принимая во внимание, что факт нарушения обществом положений части 9.2 ЖК РФ и пункта 11 Правил № 491 при начислении жителям многоквартирного дома платы за электроэнергию на содержание общего имущества ГЖИ не доказан, вывод судов обеих инстанций о законности оспариваемого предписания следует признать ошибочным.

С учетом изложенного Решение от 22.05.2019 Арбитражного суда Кемеровской области и Постановление от 19.08.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда подлежат отмене на основании части 2 статьи 288 АПК РФ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ суд округа считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного ООО «МАСТЕР-СЕРВИС» требования.

Согласно положениям статьи 110 АПК РФ и пункту 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой, апелляционной и кассационной инстанциях подлежат взысканию с инспекции в пользу общества.

В силу части 2 статьи 319 АПК РФ исполнительный лист выдается Арбитражным судом Кемеровской области.

Руководствуясь частями 1, 5 статьи 110, пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

Решение от 22.05.2019 Арбитражного суда Кемеровской области и Постановление от 19.08.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-30464/2018 отменить.

Признать Предписание Государственной жилищной инспекции Кемеровской области от 30.10.2018 № 3735-1/2018/ЛК/П/ЖКУ-237 недействительным.

Взыскать с Государственной жилищной инспекции Кемеровской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «МАСТЕР-СЕРВИС» расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.



Председательствующий
Г. А. Шабанова

Судьи
Л. В. Белова
О. Ю. Черноусова

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно