8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление АС ВСО от 10.02.2020 № Ф02-7095/2019

Дело № А19-8467/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 06.02.2020.
Полный текст постановления изготовлен 10.02.2020.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Ананьиной Г. В.,
судей Левошко А. Н., Шелеминой М. М.,
при участии в судебном заседании до перерыва представителей Службы государственного жилищного надзора Иркутской области Степановой И. С. (доверенность от 09.01.2020, паспорт, диплом), общества с ограниченной ответственностью «Иркутская энергосбытовая компания» Кац В. А. (доверенность от 19.07.2017, паспорт, диплом), после перерыва представителя общества с ограниченной ответственностью «Иркутская энергосбытовая компания» Кац В. А. (доверенность от 19.07.2017, паспорт, диплом),

рассмотрев в открытом судебном заседании рассмотрев кассационную жалобу Службы государственного жилищного надзора Иркутской области на Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 июля 2019 года по делу № А19-8467/2019, Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 октября 2019 года по тому же делу,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Иркутская энергосбытовая компания» (ОГРН 1073808009659; ИНН 3808166404, далее – ООО «Иркутскэнергосбыт», общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области (далее – Служба) о признании недействительным пункта 2 Предписания № 2306/18 от 08.02.2019.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 июля 2019 года, оставленным без изменения Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 октября 2019 года, признан недействительным пункт 2 Предписания № 2306/18 от 08.02.2019. На Службу возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Иркутскэнергосбыт».

Служба обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене судебных актов как принятых по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для дела, при несоответствии выводов судов обстоятельствам дела и при неправильном применении норм материального права.

В обоснование кассационной жалобы Служба указывает на ошибочность вывода судов о правомерности начисления обществом платы на общедомовые нужды за коммунальную услугу электроснабжение с учетом площади чердака многоквартирного дома. По мнению Службы сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом; согласно Приказу Минземстроя Российской Федерации от 04.08.1998 № 37 «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации» в общую площадь здания могут включаться только помещения; чердачное помещение не подлежит включению в общую площадь здания, так как не является помещением, следовательно, не может использоваться при начислении платы на общедомовые нужды за коммунальную услугу электроснабжение. Также Служба указывает на неверное распределение судами бремени доказывания, считает, что правомерность применения в расчете платы площади чердака равной 413,3 м2, обществом не доказана.

В представленном отзыве общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании 30 января 2020 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10 часов 50 минут 6 февраля 2020 года, о чем сделано публичное извещение.

В судебном заседании до перерыва представитель Службы доводы кассационной жалобы поддержал, просил обжалуемые судебные акты отменить, а представитель общества против заявленных доводов кассационной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.

После окончания перерыва, судебное заседание продолжено в том же составе судей, при участии представителя ООО «Иркутскэнергосбыт».

Представитель общества поддержал правовую позицию изложенную ранее.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании Распоряжения от 26.12.2018 № 2306-срп Службой проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Иркутскэнергосбыт» на предмет правильности начисления платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома (далее – МКД), расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, 75 квартал, 14, установлено, что с 01.01.2018 по 31.12.2018 начисление платы за коммунальный ресурс электрическая энергия, предоставленная на общедомовые нужды (далее – ОДН), общество выполняет не в соответствии с площадями, указанными в техническом паспорте, а именно безосновательно включает площадь чердачного помещения равную 413,3 м2, чем нарушены нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17.05.2017 № 75-мпр, пункты 1, 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), приложение 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306).

Результаты проверки отражены в акте № 2306/18 от 08.02.2019. Обществу выдано Предписание № 2306/18 от 08.02.2019, пунктом 2 которого предложено в срок до 12.04.2019 произвести перерасчет платы на ОДН по электроэнергии по МКД № 14 за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 в соответствии с площадями, указанными в техническом паспорте; исключить из расчета платы безосновательное применение площади чердака; производить начисление платы с 01.01.2019 на ОДН по электроэнергии в соответствии с площадями, указанными в техническом паспорте, исключая из расчета площадь чердака.

Не согласившись с указанным предписанием, общество оспорило его в судебном порядке.

Удовлетворяя заявленные требования и признавая недействительным пункт 2 предписания суды исходили из того, что включение площади чердаков, входящих в общее имущество многоквартирного жилого дома, согласно статье 36 ЖК РФ и пункту 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491) при расчете платы за электрическую энергию на общедомовые нужды не противоречит пунктам 10 и 17 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) и пункту 48 Правил № 354.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.

В силу статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии со статьей 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды регулируется Правилами № 354.

Согласно части 5 статьи 154 ЖК РФ, пункту 40 Правил № 354 в случае непосредственного управления многоквартирным домом потребители в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносят плату за коммунальные услуги, предоставленные в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 44 Правил № 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.

С учетом положений пунктов 44 – 48 Правил № 354, пункта 17 Приложения № 2 к Правилам № 354, объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Исходя из указанного правового регулирования, формул 10 и 15, для определения объема потребленной услуги используется показатель Soи – общая площадь помещений (формула 15), входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в том, числе при определении размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета (за исключением коммунальной услуги по отоплению).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в этом доме, в том числе: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Из материалов дела следует, что в МКД № 14 выбран непосредственный способ управления многоквартирным домом; данный многоквартирный дом оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета электрической энергии типа Рим 489.13 заводской № 01117225, который определяет весь объем, поданного коммунального ресурса в многоквартирный дом.

С учетом положений статьи 36 ЖК РФ и пункта 2 Правил № 491, Правил № 354 суды обоснованно пришли к выводу о том, что в расчет платы электрической энергии в целях содержания общего имущества в МКД № 14 обществом правомерно включена площадь чердака, так как она является частью общей площади помещений входящих в общее имущество многоквартирного дома.

Доводы Службы о том, что площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме следует исчислять на основе данных технического паспорта, а согласно пункту 3.37 Приказа Минземстроя Российской Федерации от 04.08.1998 № 37 «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации» в общую площадь здания не включаются чердаки, следовательно, они не могут использоваться при начислении платы за коммунальную услугу, подлежат отклонению как противоречащие положениям статьи 36 ЖК РФ определяющей состав общего имущества многоквартирного дома.

Также не может быть учтен довод Службы о безосновательном применении обществом размера площади чердака, не подтвержденной техническим паспортом на дом.

Суд округа считает, что отсутствие у ресурсоснабжающей организации технического паспорта на МКД не может являться достаточным основанием для вывода о недостоверности расчета платы за услугу электроснабжение на ОДН.

В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, при расчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды общество использует данные об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, предоставленные 01.07.2017 обществом с ограниченной ответственностью «ЖЭУ № 6» (ранее являлось управляющей организацией по МКД), а также обществом с ограниченной ответственностью «ТРЭК», как организацией осуществляющей обслуживание указанного дома.

Согласно пункту 1 Правил № 491 состав общего имущества в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества, определяется, собственниками помещений в многоквартирном доме. Сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом (24 Правил № 491).

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующий орган.

В нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Службой не представлено доказательств того, что сведения, содержащиеся в техническом паспорте 1980 года (в том числе об основной и отдельных частей строения), являются более актуальными, чем сведения представленные управляющей организацией и организацией, осуществляющей обслуживание указанного дома по решению собственников, либо, что такие сведения не соответствуют действительности. Достоверность применяемой обществом площади Службой документально не опровергнута.

Таким образом, суды правильно указали на то, что Службой не доказано неверное определение ресурсоснабжающей организацией площади чердака, используемой при расчете коммунальной услуги электроснабжение на ОДН.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание то, как сформулированы требования предписания в качестве мероприятий об устранении выявленных нарушений, суды обоснованно пришли к выводу о недоказанности Службой законности оспариваемого пункта 2 Предписания № 2306/18 от 08.02.2019.

Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении арбитражными судами норм права.

Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 июля 2019 года по делу № А19-8467/2019, Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 октября 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.



Председательствующий
Г. В. Ананьина

Судьи
А. Н. Левошко
М. М. Шелемина

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно