Курс ЦБ на 20 апреля 2024 года
EUR: 99.5797 USD: 93.4409 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2019 № 13АП-2355/2019

Дело №А56-71732/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 04.04.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.04.2019.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Третьяковой Н. О.,
судей Будылевой М. В., Згурской М. Л.
при ведении протокола судебного заседания: Царевым И. И.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): Линикова М. В. по доверенности от 03.04.2019; Дубелева Т.А. по доверенности от 09.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2355/2019) ГУ УПФР РФ в Гатчинском районе Ленинградской области на Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2018 по делу № А56-71732/2018 (судья Катарыгина В.И.), принятое по заявлению ООО «Строительно-Производственная Компания-А» к ГУ УПФР РФ в Гатчинском районе Ленинградской области об оспаривании решения,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Строительно-производственная Компания-А», место нахождения: 188300, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Чехова, д. 23, пом. 87, (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гатчинском районе Ленинградской области, место нахождения: 188306, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 2-в (далее – Фонд) от 17.05.2018 № 7.

Решением суда от 18.12.2018 заявление Общества удовлетворено.

В апелляционной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Пол мнению подателя жалобы, вывод суда первой инстанции о недоказанности Фондом факта занятости работников Общества на выполнении работ с особыми условиями труда, опровергается представленными в материалы дела доказательствами, притом, что факт работы физических лиц на указанных в штатном расписании должностях Обществом не оспаривался.

В судебном заседании представители Фонда поддержали доводы, приведенные в апелляционной жалобе, и во исполнение определения суда апелляционной инстанции представили перечень документов, представленных в копиях Обществом, для подтверждения факта занятости работников заявителя указанных в штатном расписании должностях.

Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, представителя в настоящее судебное заседание не направило, что не является препятствием для рассмотрения жалобы по существу в его отсутствии.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Фондом в отношении Общества проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) Обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период сентябрь 2015 – декабрь 2016, по результатам которой составлен акт от 12.04.2018 № 7.

Рассмотрев материалы проверки и представленные Обществом возражения, Фонд 17.05.2018 вынес решение № 7 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.

Указанным решением Общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ в виде штрафа в размере 282 222,77 руб.

Кроме того, Обществу предложено в добровольном порядке уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 1 411 113,81 руб., а также 33 657,42 руб. пеней по состоянию на 31.12.2016.

Основанием для принятия решения послужил вывод Фонда о том, что Обществом в проверяемый период в нарушение положений части 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ не осуществлено начисление страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении работников, работающих на должностях монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций, электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, электросварщики ручной сварки, машинисты крана (женщины), мастер строительных и монтажных работ, производитель работ, машинисты копров, каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, машинист тепловоза, составитель поездов.

Считая данное решение Фонда недействительным, Общество обжаловало его в судебном порядке.

Суд первой инстанции, посчитав, что обязанность по уплате страховых взносов по дополнительному тарифу у Общества отсутствовала, признал решение Фонда недействительным. При этом суд указал, что Фондом в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих факт работы во вредных условиях работников по указанным должностям; в представленных документах отсутствуют табеля учеты рабочего времени, по которым произведено доначисление дополнительных тарифов; документально не подтвержден факт занятости работников Общества выполнением работ с особыми условиями труда в течение полного рабочего дня. Также трудовые книжки представлены не в полном объеме и не на всех перечисленных в решении работников.

Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей Фонда, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, считает, что жалоба Фонда подлежит удовлетворению

Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, действующего в проверяемый период, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в частности, относятся организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для данных плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона (часть 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ).

Статья 58.3 Закона № 212-ФЗ устанавливает дополнительные тарифы страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (с 01.01.2015 – в части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ).

В силу части 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 указанной статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 этой статьи дополнительных тарифов применяются поименованные в данной части статьи дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в зависимости от классов (опасный, вредный, допустимый, оптимальный) и подклассов условий труда.

В случае отсутствия у плательщика документального подтверждения степени вредности условий труда аттестованного рабочего места, в отношении такого рабочего места применяется дополнительный тариф страховых взносов, предусмотренный соответственно частями 1 и 2 статьи 58.3 Закона № 212 -ФЗ (на выплаты в 2015, 2016 – 9% по списку № 1; 6% – по Списку № 2).

При этом согласно положениям статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ с особыми условиями труда, независимо от режима этой занятости (полной или частичной).

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421– ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные актов Российской Федерации» (далее – Закон № 421-ФЗ) в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426– ФЗ) результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда», аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31.12.2018 включительно, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных пунктом 2.1 статьи 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции данного Федерального закона; далее Закон № 167-ФЗ) и частью 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда», признаны вредными и (или) опасными.

Таким образом, если по результатам аттестации рабочих мест работников на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закона № 400-ФЗ), условия труда признаны допустимыми, плательщики должны применять тарифы, установленные частью 1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ.

Процедура аттестации регламентировалась Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

В рассматриваемом случае основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод Фонда о том, что заявитель должен был уплачивать дополнительные страховые взносы в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ, поскольку условия труда работников по специальностям «монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций, электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, электросварщики ручной сварки, машинисты крана (женщины), мастер строительных и монтажных работ, производитель работ, машинисты копров, каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, машинист тепловоза, составитель поездов», включенные в Список № 2, являются вредными или опасными.

Как предусмотрено частью 4 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ, плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.

С 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда (пункт 7 статьи 7 Закона № 426-ФЗ).

При этом частью 4 статьи 27 Закона № 426-ФЗ предусмотрено, что, если до 01.01.2014 в отношении рабочих мест была проведена аттестация, специальная оценка условий труда на этих рабочих местах может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации.

При вынесении оспариваемого решения Фонд исходил из того, что страхователь аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда в проверяемый период (с 01.01.2015 по 31.12.2016) не проводил.

Доказательств того, что до вступления в силу Закона № 426-ФЗ, то есть до 01.01.2014, страхователем проводилась аттестация условий труда по указанным выше должностям, заявителем в ходе выездной проверки Фонду представлено не было.

Аттестация рабочих мест проведена Обществом только в июне, августе 2018 года, то есть после вынесения Фондом оспариваемого решения.

Поскольку должности «монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций, электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, электросварщики ручной сварки, машинисты крана (женщины), мастер строительных и монтажных работ, производитель работ, машинисты копров, каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, машинист тепловоза, составитель поездов» включены Список № 2, работники заявителя были заняты на выполнении работ по указанным должностям, а аттестация их рабочих мест и специальная оценка условий их труда в проверяемый период (2015 – 2016) не проводилась, то в силу частей 1, 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ заявитель был обязан начислять и уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты в пользу указанных работников

Доводы суда первой инстанции о недоказанности Фондом факта работы во вредных условиях работников по указанным должностям; непредставлении табеля учеты рабочего времени, по которым произведено доначисление дополнительных тарифов; не подтверждении факт занятости работников Общества выполнением работ с особыми условиями труда в течение полного рабочего дня, суд апелляционной инстанции считает ошибочными.

Как следует из Акта проверки и решения Фонда, Обществом в ходе проверки были представлены, в том числе штатные расписания, приказы о приемке на работу, о прекращении трудового договора, табели учета использования рабочего времени по подразделениям Общества, расчетные ведомости, расчетные листки, личные карточки работников, трудовые книжки, трудовые договоры, индивидуальные карточки учета страховых взносов работников.

При этом не представление табеля рабочего времени не свидетельствует о незаконности принятого Фондом решения.

Согласно положениям статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ с особыми условиями труда, независимо от режима этой занятости (полной или частичной).

Закон № 212-ФЗ не содержит каких-либо исключений относительно начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (с 01.01.2014 – в части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ), менее 80% рабочего времени.

Таким образом, наличие или отсутствие в материалах дела табелей учета рабочего времени не имеет доказательственного значения, притом, что в материалы дела представлены расчетные листки работников, подтверждающие факт работы сотрудников заявителя на указанных выше должностях.

Представленные Фондом в материалы дела копии трудовых книжек (вкладышей) по ходатайству Общества исключены судом из числа доказательств по причине «нечитаемости». Однако доказательств порочности данных копий трудовых книжек не представлено; доводы о «нечитаемости» сами по себе таким доказательством не являются. Кроме того, Общество не лишено было возможности представить в суд оригиналы трудовых книжек, в частности на тех работников, которые работают у него по настоящее время.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для исключения копий трудовых книжек из числа доказательств у суда первой инстанции не имелось..

Довод Общества о том, что Фонд необоснованно отнес должности «маляр, электрогазосварщик» к Списку № 2, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку согласно названному Списку, помимо прочих, право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста имеют электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (код позиции 23200000-19756); маляры занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности (код позиции 23200000-13450).

В штатное расписание Общества на 2015 – 2016 гг. включены профессии «электрогазосварщик», «маляр», факт принятия на работу в Общество работников по профессиям «электрогазосварщик», «маляр» подтверждается приказами о приеме на работу, расчетными листками, личными карточками работников

Кроме того, из представленной в материалы дела справки, составленной Обществом, «рабочие по профессии «маляр» заняты на работах, связанных с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности. Таким образом назначение пенсии по льготных условиях регламентируется Списком № 2».

Из решения Фонда следует, что расчет страховых взносов по дополнительному тарифу выполнен пропорционально отработанному времени во вредных условиях и с учетом совмещения других работ на основании приказов о приеме на работу, о переводе на другую работу, о совмещении работ, о прекращении трудового договора, табелей учета рабочего времени, расчетных листков работников, занятых на работах с вредными условиями труда.

Доказательств несоответствия произведенного Фондом расчета фактическим обстоятельствам дела, Общество в материалы дела, не представило.

В этой связи следует признать, что у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения заявления Общества, в связи с чем, апелляционная жалоба Фонда подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции – отмене.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2018 по делу № А56-71732/2018 отменить.

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «Строительно-производственная Компания-А» отказать.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд СевероЗападного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.




Председательствующий
Н. О. Третьякова

Судьи
М. В. Будылева
М. Л. Згурская

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно