Курс ЦБ на 2 мая 2024 года
EUR: 98.027 USD: 91.7791 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление ФАС УО от 02.07.2014 № Ф09-4063/14

Дело № А60-39068/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 30.06.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.07.2014.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Лукьянова В. А., Ященок Т. П.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Синарский трубный завод» (ИНН 6612000551, ОГРН 1026600931686, далее – общество) на Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.01.2014 по делу № А60-39068/2013 и Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители общества – Самохина Е. В. (доверенность от 01.01.2014 № СН-215), Аникеева О. Е. (доверенность от 09.09.2013 № СН-248), Адоньева Т. Н. (доверенность от 01.01.2014 № СН-131).

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным Решения государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области (ИНН 6612009106, ОГРН 1026600931774, далее – управление) от 04.09.2013 № 075/036/РВ/65-2013 о доначислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за 2011 и 2012 г., начислении пеней и привлечении общества к ответственности за неуплату страховых взносов на основании ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Оспариваемое решение управления вынесено по результатам проведенной выездной проверки, которой в числе прочего установлены факты занижения базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование на суммы выплат работникам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха, за период прохождения работниками военных сборов.

Решением суда первой инстанции от 09.01.2014 (судья Иванова С. О.) заявленные обществом требования удовлетворены частично. Решение управления от 04.09.2013 № 075/036/РВ 65-2013 признано недействительным в части: выводов о занижении базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в сумме 34 259 руб. 16 коп. в результате непринятия к зачету расходов, произведенных страхователем с нарушением требований нормативных актов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2011, 2012 г. и начисления соответствующих сумм страховых взносов, пеней и штрафа; в части доначисления страховых взносов за 2011, 2012 г., связанных с оплатой дополнительных выходных дней, предоставленных работникам для ухода за детьми-инвалидами, в том числе в Пенсионный фонд в сумме 740 016 руб. 76 коп., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 130 915 руб. 80 коп., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования – 26 779 руб. 14 коп., а также начисления соответствующих пеней и штрафа. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014 (судьи Борзенкова И. В., Васева Е. Е., Полевщикова С. Н.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит обжалуемые судебные акты отменить в части, касающейся начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование на суммы выплат работникам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха, за период прохождения работниками военных сборов, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.

По мнению общества, спорные выплаты работникам-донорам не связаны с выполнением ими трудовых обязанностей, являются дополнительными выплатами, мерой социальной поддержки, следовательно, не облагаются страховыми взносами в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Кроме того, общество полагает, что суды необоснованно руководствовались правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13.09.2011 № 4922/11, в связи с рассмотрением в настоящем споре иных фактических обстоятельств.

Общество также считает, что выплаты в пользу работников, произведенные за время исполнения ими государственной обязанности (прохождение военных сборов) являются компенсацией, предусмотренной трудовым законодательством Российской Федерации (ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации), Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ), не относятся к выплатам, связанным с выполнением работником трудовой функции, соответственно, указанные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ названный федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В силу пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пп. «а» и «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пп. «а» и «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 названного Федерального закона.

Статьей 186 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работник освобождается от работы в день сдачи крови и ее компонентов, после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха, при этом за работником сохраняется средний заработок.

Разрешая спор в указанной части, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно приняли во внимание правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 13.09.2011 № 4922/11, и, следуя ей, пришли к правомерному выводу о том, что спорные выплаты не подпадают под те виды выплат, которые в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

При таких обстоятельствах следует признать обоснованным вывод судов об отсутствии у общества правовых оснований для не включения в облагаемую базу по страховым взносам указанных выплат работникам-донорам.

В связи с изложенным суды правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных им требований о признании оспариваемого решения управления недействительным в части доначисления страховых взносов на суммы среднего заработка, выплачиваемого работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха.

Исследовав и оценив по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, суды первой и апелляционной инстанций также подтвердили правомерность выводов управления о том, что суммы выплаченного среднего заработка, сохраняемого за работником на время нахождения работающего гражданина на военных сборах, подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

В соответствии со ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Пунктом 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ определено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.

При этом согласно п. 7 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Подпунктом 2 п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.

Компенсация данных расходов согласно п. 3 вышеуказанных Правил осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения ими государственных обязанностей, в данном случае – прохождения военных сборов работодатель несет обязанность по выплате заработной платы с соответствующими начислениями исходя из фонда оплаты труда.

Руководствуясь приведенными нормами, а также учитывая, что средний заработок, сохраняемый на время прохождения работающего гражданина медицинского освидетельствования при подготовке к военной службе, призыву на военную службу, призыву на военные сборы, в определенном ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ перечне выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, не указан, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что выплаты работникам в период прохождения ими военных сборов облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.

На основании вышеизложенного суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований общества о признании оспариваемого решения управления недействительным в части доначисления страховых взносов в отношении сумм выплаченного среднего заработка, сохраняемого за работником на время нахождения работающего гражданина на военных сборах.

Доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку по существу указанные доводы повторяют позицию общества по делу, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций и основаны на неверном толковании положений действующего законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.

На основании вышеизложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.01.2014 по делу № А60-39068/2013 и Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Синарский трубный завод» – без удовлетворения.



Председательствующий
И. А. Татаринова

Судьи
В. А. Лукьянов
Т. П. Ященок

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно