Курс ЦБ на 19 апреля 2024 года
EUR: 100.532 USD: 94.0922 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление АС ПО от 09.10.2018 № Ф06-38146/2018 по делу № А65-5409/2018

Дело № А65-5409/2018

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М. А.,
судей Топорова А. В., Закировой И. Ш.,
при участии представителей:
Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Татарстан – Козловой Е. В. доверенность от 05.10.2018,
общества с ограниченной ответственностью «Медуница» – Николаевой К. А. доверенность от 18.03.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Татарстан на Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2018 (председательствующий Засыпкина Т. С., судьи Кувшинов В. Е., Рогалева Е. М.) по делу № А65-5409/2018 по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Татарстан (ОГРН 1061655005356, ИНН 1655104115) к обществу с ограниченной ответственностью «Медуница» (ОГРН 1116311004424, ИНН 6311130275) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

установил:

Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Татарстан (далее – заявитель, административный орган, Теротдел Росздравнадзора по РТ) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Медуница» (далее – ответчик, ООО «Медуница», общество) о привлечении к административной ответственности в виде штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.04.2018 заявленные требования удовлетворены.

ООО «Медуница» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2018 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.04.2018 отменено, по делу принят новый судебный акт.

В удовлетворении заявленных требований Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Татарстан о привлечении ООО «Медуница» к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ отказано.

Теротдел Росздравнадзора по РТ, не согласившись с постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2018, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить как принятое при неправильном применении норм материального и процессуального права, и оставить в силе Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.04.2018.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, заслушав представителей сторон, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения и отмены постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2018 в силу следующего.

Как видно из материалов дела, ООО «Медуница» имеет лицензию на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения от 26.07.2011 № ЛО-16-02-000621 по адресам осуществления фармацевтической деятельности: 423368, РТ, Сармановский муниципальный район, пгт Джалиль, ул. Ленина, д. 15, пом. 1; 422430, РТ, г. Буинск, ул. Ефремова, д. 133, пом. 1003.

07 февраля 2018 года на основании Приказа от 29.12.2017 № 223-лт Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Татарстан была проведена плановая выездная проверка по соблюдению лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности в соответствии с планом проверок территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Татарстан в 2018, утвержденным Прокуратурой Республики Татарстан и опубликованным на официальных сайтах Прокуратуры Республики Татарстан и Росздравнадзора в отношении ООО «Медуница».

В ходе проверки административным органом обнаружены нарушения требований лицензии от 26.07.2011 № ЛО-16-02-000621, а именно, установлены многочисленные нарушения ООО «Медуница» лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности в части правил хранения лекарственных средств, правил отпуска лекарственных средств, в том числе правил хранения лекарственных препаратов, которые могут привести к потере фармакологических свойств препаратов, их порче, к уменьшению срока его годности.

Выявленные обстоятельства нашли отражение в акте проверки от 07.02.2018, вынесено предписание об их устранении от 07.02.2018.

По данному факту в отношении ООО «Медуница» составлен протокол об административном правонарушении от 07.02.2018, который явился основанием для обращения в арбитражный суд с требованием о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, за грубое нарушение лицензионных требований и условий.

Рассматривая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к выводу о привлечении ООО «Медуница» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.

При этом суд первой инстанции отклонил довод общества о нарушении административным органом срока уведомления юридического лица о проведении плановой проверки, что относится к грубым нарушениям, поскольку приказ о ее проведении получен 22.01.2018, а проверка в отношении общества начата 17.01.2018.

Суд первой инстанции исходил из того, что на странице 6 Приказа о проведении плановой выездной проверки от 29.12.2017 № 223-ЛТ представитель ответчика Баязитова А.Х. по доверенности собственноручно указала, что «о начале проверки уведомлена 11.01.2018», «с началом проверки согласна», «с приказом ознакомлена 17.01.2018».

Принимая во внимание проведение Теротдел Росздравнадзора по РТ плановой выездной проверки в период с 17.01.2018 по 13.02.2018, суд первой инстанции сделал вывод, что уведомление о ее проведении и ознакомление с Приказом от 29.12.2017 № 223-ЛТ доведены до сведений представителя ООО «Медуница» в установленный законом срок, следовательно, нарушений требований части 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не допущено.

Суд апелляционной инстанции правомерно признал данные выводы суда первой инстанции ошибочными в силу следующего.

Правовые основы проведения проверок юридических лиц регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 9 Закона № 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В силу частей 3, 4 статьи 9 Закона № 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети «Интернет» либо иным доступным способом (часть 5 статьи 9 Закона № 294-ФЗ).

На основании части 11 статьи 9 Закона № 294-ФЗ плановая проверка проводится в форме документарной и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Закона.

Согласно части 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.

Нарушения требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 (в части срока уведомления о проведении проверки) Закона № 294-ФЗ относятся к грубым нарушениям закона (пункт 1 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ).

Из части 1 статьи 20 Закона № 294-ФЗ следует, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных данным федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Как следует из материалов дела и судебными инстанциями установлено, Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Татарстан в отношении ООО «Медуница» проводилась плановая выездная проверка по соблюдению лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности в соответствии с планом проверок территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Татарстан в 2018, утвержденным Прокуратурой Республики Татарстан и опубликованным на официальных сайтах Прокуратуры Республики Татарстан и Росздравнадзора.

Плановая выездная проверка проведена в период с 17.01.2018 по 07.02.2018 на основании Приказа Территориального отдела от 29.12.2017 № 223-лт.

Выявленные обстоятельства нашли отражение в акте проверки от 07.02.2018, протоколе об административном правонарушении от 07.02.2018, которые явились основанием для обращения в арбитражный суд с требованием о привлечении ООО «Медуница» к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Иные меры, предусмотренные КоАП РФ в рамках административного расследования не предпринимались, действия в рамках КоАП РФ административным органом не производились.

ООО «Медуница» приказ о проведении проверки получен 22.01.2018.

Действующая на 11.01.2018 доверенность от ООО «Медуница» на заведующего аптекой Баязитову А. Х. по адресу: РТ, Сармановский район, пгт Джалиль, ул. Ленина, 15 в материалы дела административным органом не представлена.

После выдачи доверенности 15.01.2018 от ООО «Медуница» заведующая аптекой Баязитова А. Х. имела полномочие представлять интересы Общества в рамках проводимой Территориальным отделом проверки, поскольку проверка началась 17.01.2018, однако ознакомление Общества с приказом 17.01.2018 произведено с нарушением срока, предусмотренного частью 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ (не позднее чем за три рабочих дня до начала проведения проверки).

Заведующей аптекой Мулюковой А. Р. по адресу: РТ, г. Буинск, ул. Ефремова, д. 133, пом. 1003 доверенность Обществом на представление интересов выдана 22.01.2018, т. е. после начала проведения проверки.

Доказательств надлежащего уведомления ООО «Медуница» о проведении в отношении него плановой выездной проверки не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения иным доступным способом (факс, электронная почта, телеграмма и др.), а равно уклонения общества от получения соответствующего уведомления Территориальным отделом не представлено в материалы дела.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в рассматриваемом случае грубого нарушения административным органом требований, установленных частью 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ, влекущее недействительность результатов проверки.

Согласно статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ определено, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Поскольку административным органом допущено грубое нарушение порядка проведения проверки, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что материалы дела об административном правонарушении не могут быть положены в доказательство совершения Обществом вменяемого ему административного правонарушения.

Нарушение порядка проведения проверки в отношении Общества, установленного действующим законодательством, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о привлечении ООО «Медуница» к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах дела, Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2018 является законным, правовых оснований для его отмены у суда кассационной инстанции не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2018 по делу № А65-5409/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Председательствующий судья
М. А. Савкина

Судьи
А. В. Топоров
И. Ш. Закирова

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно