Курс ЦБ на 25 апреля 2024 года
EUR: 98.9118 USD: 92.5058 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление АС УО от 17.01.2018 № Ф09-8480/17

Дело № А60-24933/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 15.01.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.01.2018.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О. Г.,
судей Вдовина Ю. В., Сухановой Н. Н.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 66 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – учреждение, заявитель) на Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.08.2017 по делу № А60-24933/2017 и Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2017 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители учреждения – Аневский Н. С. (доверенность от 31.03.2017), Радионов А. Н. (доверенность от 12.01.2018), Орлов Д. А. (доверенность от 12.09.2016).

Учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании частично недействительным Решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга Свердловской области (далее – фонд, управление) от 25.01.2017 № 075V02160001484.

Решением суда от 30.08.2017 (судья Ремезова Н. И.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2017 (судьи Васильева Е. В., Борзенкова И. В., Гулякова Г. Н.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.

Учреждение указывает на то, что согласно п. 3 Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 № 85 (далее – Список), правом на указанную пенсию обладают медицинские работники, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными: врачи всех наименований, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал; в соответствии с п. 2 разъяснения от 20.05.1994 «О порядке применения Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 № 85», утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 20.05.1994 № 39, правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку пользуются рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, занятые на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня; в силу п. 5, 6 Постановления Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня; под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, при этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования; в указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций; если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени; в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные; в соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», определяющей порядок учета трудовой деятельности с особыми условиями труда, при совмещении работ применяется Список № 2, если одна из совмещаемых работ предусмотрена в Списке № 1, а другая – в Списке № 2 (при продолжительности работы, предусмотренной в Списке № 2, свыше 20% рабочего времени); поскольку отсутствует норма, регламентирующая данное понятие в уголовно-исполнительной системе, то возможно применить по аналогии данный нормативный акт для учреждения; специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется работникам по фактически отработанному ими времени лишь в том случае, если работники работали в режиме неполной рабочей недели в связи с сокращением объемов производства, выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда; фактов выполнения медицинскими работниками, трудоустроенными в учреждении на условиях внешнего совместительства, работ в условиях труда, предусмотренных Списками, в течение 80% и более рабочего времени, в ходе проверки установлено не было. Таким образом, медицинские работники учреждения, занятые на видах работ, указанных в пп. 1 – 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на условиях неполного рабочего дня (внешние совместители) не имеют права на назначение им досрочной пенсии в связи с особыми условиями труда.

Учреждение по факту допущенного им занижения базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фонд по дополнительному тарифу на суммы выплат и иных вознаграждений, произведенных в 2013 – 2015 гг. работникам учреждения, полагает, что в соответствии с гл. III «Должности специалистов» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 № 541н, должностные обязанности медицинских работников включают в себя вредные условия труда; в силу законодательства работники, трудоустроенные по совместительству в соответствии со ст. 284 Трудового кодекса Российской Федерации, обязаны вырабатывать норму не более половины рабочего времени в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» (с изменениями и дополнениями), следовательно, должностные обязанности медицинских работников учреждения не влекут за собой необходимость занятости на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение 80% и более рабочего времени и уплачивать дополнительный тариф; кроме того, судами не принято во внимание, что ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ; действующий в спорный период) регламентирует именно виды работ, в отношении которых применяются дополнительные тарифы, соответственно, это является условием для их выплаты, так как отсутствие Списков № 1 и № 2 предполагало бы и отсутствие соответствующих выплат по ним; факт вредных условий труда и раннего выхода на пенсию имеющие причинную связь с уплатой соответствующих страховых взносов не является основанием для уплаты дополнительных тарифов, так как дополнительный тариф платится по основной ставке работника.

По мнению учреждения, ошибочным является вывод судов об обязательном характере уплаты страховых взносов независимо от отработанного времени, что противоречит законодательству Российской Федерации о трудовых пенсиях.

Заявитель жалобы указывает на то, что доказательств, подтверждающих, что спорные периоды занятости работников учреждения включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, а равно данных о том, что работники в спорные периоды считались занятыми на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, управлением не установлено и в судебных заседаниях не представлено, кроме того, в нарушение ч. 9 ст. 39 Закона № 212-ФЗ в решении фонда не указано, в отношении каких работников заявитель осуществлял исчисление страховых взносов с нарушением требований Закона № 212-ФЗ, какие выплаты в отношении конкретных работников не включены плательщиком страховых взносов в базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу; обстоятельства, касающиеся установления противоправности действий (бездействия) учреждения и его виновности в совершении правонарушения, в решении не изложены.

Учреждение считает, что на сегодняшний день решение фонда от 16.12.2017 утратило силу в связи с истечением срока давности.

Заявитель жалобы, ссылаясь на Решение Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2016 № 310-КГ16-16567 по делу № А64-4872/2015, полагает, что поскольку по основной ставке работнику вносятся дополнительные тарифы для установления льготной пенсии права работников на досрочную пенсию не нарушаются.

Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам выездной проверки учреждения по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, управлением составлен акт от 16.12.2016 и вынесено Решение от 25.01.2017 № 075V02160001484, которым учреждению доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам, в том числе в соответствии с ч. 1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ в сумме 575 869 руб. 95 коп. и по ч. 2 ст. 58.3 данного закона, а также взысканы соответствующие пени и штраф, предусмотренный ч. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ.

Полагая, что решение фонда от 25.01.2017 № 075V02160001484 в части привлечения к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ, начисления пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации по состоянию на 25.01.2016, доначисления недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации нарушает его права и законные интересы, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из законности и обоснованности решения фонда в оспариваемой части.

В соответствии с ч. 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ (действующий в спорный период) для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пп. 2 – 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон о трудовых пенсиях), применяются с 01.01.2013 года дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В пп. 2 п. 1, п. 2 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в настоящее время подлежат применению Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991.

В силу п. 3 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях периоды занятости на работах с особыми условиями труда, имевшие место с 01.01.2013, засчитываются работникам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, только при совокупности двух условий: – начисления и уплаты страхователем страховых взносов по дополнительным тарифам; соответствия класса условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пп. 1 – 18 п. 1 данной статьи, вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Правила исчисления названных периодов работы, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее – Правила № 516).

На основании п. 5, 6 Правил № 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено названными Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 13 и 19 – 21 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях), а также периоды работ, определяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации или предусмотренных списками, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени.

Пунктом 17 ч. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 названного закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Из материалов дела следует, что работники, в отношении которых учреждению доначислены страховые взносы по дополнительным тарифам, были заняты на указанных в пп. 2 – 18 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях работах менее 80% рабочего времени, то есть в течение неполного рабочего дня, в связи с чем у данных работников право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не возникает.

Страховые взносы, уплачиваемые работодателем, являются материальной гарантией государственного пенсионного обеспечения для граждан в случаях, когда они лишены возможности иметь заработок (доход) или утрачивают его в силу возраста, состояния здоровья и по другим причинам. Обязанность страхователя по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам непосредственно связана с правом работника на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.

Поскольку работники учреждения не обладают правом на включение соответствующих периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, у учреждения отсутствует обязанность для начисления и уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат, произведенных данным работникам.

Поскольку судами установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, но неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.

Руководствуясь ст. 286289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.08.2017 по делу № А60-24933/2017 и Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2017 по тому же делу отменить.

Требования Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 66 Федеральной службы исполнения наказаний» удовлетворить.

Признать недействительным Решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга Свердловской области от 25.01.2017 № 075V02160001484 в части привлечения к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», начисления пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации по состоянию на 25.01.2016, доначисления недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, требования о внесении исправлений в документы бухгалтерского учета.

Постановление может быть обжаловано в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.



Председательствующий
О. Г. Гусев

Судьи
Ю. В. Вдовин
Н. Н. Суханова

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно