Курс ЦБ на 4 мая 2024 года
EUR: 98.5602 USD: 91.6918 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Решение Арбитражного суда Орловской области от 10.07.2017 № А48-2802/2017

Резолютивная часть решения объявлена 03.07.2017.
Решение в полном объеме изготовлено 10.07.2017.

Арбитражный суд Орловской области в составе:
судьи Е. В. Клименко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О. А. Красовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Отрадаагроинвест» (Орловская область, Мценский район, д. Большая Каменка, ул. Молодежная, д. 1, ОГРН 1055744019430) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области (ОГРН 1055703003685, ИНН 5703010379, адрес: 303030, Орловская область, г. Мценск, ул.Красноармейская, д.24) 1) о признании недействительным Решения МРИ ФНС № 4 по Орловской области от 29.09.2017 № 1913 об отказе к привлечению к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения ООО «Отрадаагроинвест» 2) о признании недействительным Решения № 4 по Орловской области от 29.09.2017 № 146 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению,

при участии:
от заявителя – представитель Солодовникова Р. Н. (доверенность от 18.05.2017), представитель Брыкин Е. И. (доверенность № 139/ОА от 21.07.2016), представитель Лухина Т. А. (доверенность от 18.05.2017),
от ответчика – ведущий специалист-эксперт Овсянникова Е. В. (доверенность от 09.01.2017, удостоверение УР № 488945), заместитель начальника правового отдела Борискина А. А. (доверенность от 08.02.2017, удостоверение УР № 739220), заместитель начальника инспекции Козырева И. А. (доверенность от 21.06.2017, удостоверение УР № 739368),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Отрадаагроинвест» (далее – заявитель, ООО «Отрадаагроинвест») обратилось в арбитражный суд с заявлением к

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области (далее – ответчик, налоговый орган, МРИ ФНС № 4 по Орловской области) 1) о признании недействительным решения МРИ ФНС № 4 по Орловской области от 29.09.2017 № 1913 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения ООО «Отрадаагроинвест» 2) о признании недействительным Решения № 4 по Орловской области от 29.09.2017 № 146 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.

Решением № 1913 от 29.09.2016 по результатам налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2016 года отказано в привлечении Общества к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 109 НК РФ ввиду отсутствия события налогового правонарушения, Обществу уменьшена сумма налога на добавленную стоимость, заявленного к возмещению в размере 8 181 818,17 руб., а также предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.

Основанием для отказа в возмещении ООО «Отрадаагроинвест» суммы налога на добавленную стоимость послужил вывод Инспекции о том, что налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость в размере 8 181 818 руб. 17 коп. по взаимоотношениям с ООО «Торговый дом РСК» документально не подтвержден, а именно – Обществом не представлена счет-фактура от 21.04.2015 № 152, которая также не включена в книгу продаж за 2 квартал 2015 года.

Кроме того, по мнению налогового органа, заявляя спорные вычеты в 1 квартале 2016 года, Общество в соответствии с положениями п. 4 ст. 172 НК РФ пропустило установленный законом срок для заявления данных вычетов, поскольку с момента расторжения договора поставки прошло более одного года.

Общество, не согласившись с Решением МРИ ФНС № 4 по Орловской области № 1913 от 29.09.2016, обжаловало его в УФНС России по Орловской области.

Решением УФНС России по Орловской области от 09.01.2017 г. № 167 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения, Решение МРИ ФНС № 4 по Орловской области № 1913 от 29.09.2016 признано вступившим в законную силу.

Решением МРИ ФНС № 4 по Орловской области № 146 от 29.09.2016 Обществу отказано в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость в сумме 8 181 818 руб.

Решением УФНС России по Орловской области от 09.01.2017 Решение № 146 от 29.09.2016 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Общества – без удовлетворения.

В обоснование заявленного требования о признании недействительными решений МРИ ФНС № 4 по Орловской № 1913 от 29.09.2016 и № 146 от 29.09.2016 Общество указало о том, что данные решения не соответствуют законодательству Российской Федерации о налогах и сборах, нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не соответствует фактическим обстоятельствам.

Заявитель указал о том, что он как налогоплательщик не может быть лишен предусмотренного абз. 2 п. 5 ст. 171 НК РФ права на вычет суммы налога, ранее исчисленного с аванса, в случае расторжения договора, если возврат платежей производится в денежной форме.

Общество полагает, что возврат покупателю сумм авансовых платежей является обязательным условием применения вычетов НДС с авансов. Кроме того, на применение вычетов по НДС в случае возврата авансов правило о трехлетнем периоде, закрепленное положениями п. 1.1 ст. 172 НК РФ, не распространяется, что доказывает отсутствие необходимости умышленной подмены Обществом счета-фактуры для заявления вычета по НДС.

Ответчик заявленные требования не признал, в отзыве на заявление привел доводы, аналогичные доводам, изложенным в оспариваемых решениях, указывая на то, что Обществом не соблюдены условия для применения вычета налога на добавленную стоимость с возвращенного аванса продавцом. По мнению ответчика, правовые основания для заявления Обществом в 1 квартале 2016 соответствующих налоговых вычетов отсутствуют, так как истек годичный срок с момента расторжения договора.

Заслушав объяснения сторон, исследовав собранные по делу доказательства, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 25.04.2016 в Межрайонную ИФНС России № 4 по Орловской области ООО «Отрадаагроинвест» представлена первичная декларация по НДС за 1 квартал 2016 года, в которой сумма налога, заявленная к возмещению из бюджета составила 46 370 292 руб.

Согласно представленной декларации по НДС за 1 квартал 2016 года сумма выручки от реализации продукции составляет 188 497 145 руб., НДС – 19 124 682 руб. В представленной на проверку книге покупок за 1 квартал 2016 года налоговые вычеты составили 119 906 171 руб. НДС, заявленный к возмещению составил 46 370 392 руб.

В период с 25 апреля 2016 года по 25 июля 2016 года Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка ООО «Отрадаагроинвест» на основании налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2016 года, представленной 25.04.2016.

Итоги налоговой проверки оформлены Актом камеральной налоговой проверки № 8724 от 08.08.2016, которым установлено завышение Обществом суммы налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.

В ходе налоговой проверки Инспекцией установлено следующее.

ООО «Отрадаагроинвест» (Поставщик) и ООО «Торговый дом «РСК» (Покупатель) был заключен договор поставки корнеплодной сахарной свеклы от 20.03.2012 № 58/607-12. В соответствии с указанным договором Поставщик обязуется передать Покупателю, а Покупатель принять и оплатить корнеплоды сахарной свеклы.

Обществом согласно платежному поручению от 23.03.2012 № 240 от ООО «Торговый Дом «РСК» получена предоплата по договору поставки сахарной свеклы от 20.03.2012 № 58/607-12 в общей сумме 200 000 000 рублей.

16 марта 2012 года в Государственный реестр налогоплательщиков внесена запись № 7167746427270 о переименовании ООО «ТД «РСК» в Общество с ограниченной ответственностью «Р-Холдинг» (далее – ООО «Р-Холдинг»),

0 «Отрадаагроинвест» в 2012 году согласно счета-фактуры № П0000101 от 23.03.2012 исчислило НДС с поступившей оплаты в счет предстоящих поставок и включило указанную счет – фактуру в книгу продаж за 1 квартал 2012 на сумму 200 000 000 в том числе НДС 18 181 818 руб.

1 сентября 2014 года между ООО «Отрадаагроинвест» и ООО «Торговый дом «РСК» заключено соглашение о расторжении договора поставки корнеплодной сахарной свеклы от 20.03.2012 № 58/607-12.

ООО «Отрадаагроинвест» 15.01.2016 платежными поручениями № 9 и № 13 были перечислены денежные средства в ООО «Торговый Дом «РСК» в сумме 90 000 000 рублей.

Согласно платежных поручений от 15.01.2016 № 9 и № 13 возврат предоплаты осуществлен в рамках соглашения о расторжении договора от 01.09.2014 к договору поставки сахарной свеклы № 58/607-12 от 20.03.2012.

По результатам проведенной проверки Инспекция пришла к выводу о том, что ООО «Отрадаагроинвест» не соблюдены условия для применения вычета налога на добавленную стоимость с возвращенного аванса продавцом.

Поскольку ООО «Отрадаагроинвест» осуществило возврат авансового платежа в сумме 90 000 000 руб. в связи с соглашением о расторжении договора от 01.09.2014, то правовые основания для заявления обществом в 1 квартале 2016 соответствующих налоговых вычетов отсутствуют, так как истек годичный срок с момента расторжения договора (то есть произведен отказ от товара).

Кроме того, Инспекцией в ходе проверки установлено, что в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2016 года ООО «Отрадаагроинвест» в книгу покупок включена счет-фактура от 21.04.2015 № 152 на сумму 200 000 000 руб.

При этом налоговый орган указывает о том, что в ходе проведенной камеральной проверки указанная счет-фактура по требованиям Инспекции от 11.07.2016 № 3207 и от 18.07.2016 № 358 не представлена. В ответ на данные требования Общество в своих пояснениях указало на то, что в результате технической ошибки счет-фактура № П0000101 от 23.03.2012 отражена в книге покупок за 1 квартал 2016 под № 152 от 21.04.2015. При автоматической загрузке раздела 8 «Сведения из книги покупок» в налоговую декларацию по НДС произошла техническая ошибка, в результате которой по графе 18 «Стоимость покупок по счету-фактуре» отразилась сумма полученного аванса (200 000 000 руб.), а следовало отразить сумму возврата аванса (90 000 000руб.).

Таким образом, Инспекцией сделан вывод о том, что налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость в размере 8 181 818 руб. 17 коп. по взаимоотношениям с ООО «Торговый дом РСК» документально не подтвержден, а именно – Обществом не представлена счет-фактура от 21.04.2015 № 152, которая также не включена в книгу продаж за 2 квартал 2015 года.

Кроме того, по мнению налогового органа, заявляя спорные вычеты в 1 квартале 2016 года, Общество в соответствии с положениями п. 4 ст. 172 НК РФ пропустило установленный законом срок для заявления данных вычетов, поскольку с момента расторжения договора поставки прошло более одного года.

По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений налогоплательщика, документов, полученных в ходе проведения мероприятий налогового контроля, Инспекцией приняты Решения от 29.09.2016 № 1913 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 29.09.2016 № 146 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.

Решением от 29.09.2016 № 1913 МРИ ФНС России № 4 по Орловской области отказано в привлечении ООО «Отрадаагроинвест» к ответственности на основании п. 1 ст. 109 НК РФ и уменьшена сумма налога на добавленную стоимость, излишне заявленного к возмещению в размере 8 181 818,17 руб.

Одновременно с указанным решением вынесено Решение от 29.09.2016 № 146, которым ООО «Отрадаагроинвест» отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 8 181 818,17 руб.

Общество, не согласившись с Решением МРИ ФНС № 4 по Орловской области № 1913 от 29.09.2016, обжаловало его в УФНС России по Орловской области.

Решением УФНС России по Орловской области от 09.01.2017 № 167 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения, Решение МРИ ФНС № 4 по Орловской области № 1913 от 29.09.2016 признано вступившим в законную силу.

Решением МРИ ФНС № 4 по Орловской области № 146 от 29.09.2016 Обществу отказано в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость в сумме 8 181 818 руб.

Решением УФНС России по Орловской области от 09.01.2017 Решение № 146 от 29.09.2016 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Общества – без удовлетворения.

Поскольку решение по вопросу о возмещении налога на добавленную стоимость неразрывно связано с решением о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности, указанные решения не могут исследоваться в отрыве друг от друга, в том числе при их обжаловании.

Не согласившись с решениями налогового органа, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд приходит к выводу об обоснованности требования Общества о признании недействительным решений МРИ ФНС № 4 по Орловской области 29.09.2016 № 1913 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 29.09.2016 № 146 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из положений статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц требуется одновременно наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно пп. 4, 5 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу ст.143 НК РФ ООО «Отрадаагроинвест» является налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, следовательно, должен своевременно и в полном объеме исчислять и уплачивать данный налог, а также исполнять иные обязанности, установленные ст.23 НК РФ и соответствующими нормами гл.21 НК РФ.

Под налогоплательщиками налога на добавленную стоимость статья 143 Налогового кодекса РФ понимает организации, индивидуальных предпринимателей и иных лиц, признаваемых налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость являются, как это следует из статьи 146 Налогового кодекса РФ, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Налоговая база по налогу на добавленную стоимость, в зависимости от характера осуществляемых налогоплательщиком операций, определяется налогоплательщиком в соответствии с требованиями статей 154159, 162 Налогового кодекса РФ.

На основании пункта 4 статьи 166 Налогового кодекса РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиками по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 – 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, момент определения налоговой базы которых, установленный статьей 167 Кодекса, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

В соответствии с пунктом 1 статьи 173 Налогового кодекса РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.

Согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов– фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных подпунктами 3, 6 – 8 статьи 171 Кодекса.

При этом вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 Кодекса, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Кодекса, и при наличии соответствующих первичных документов.

Согласно статье 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 настоящей статьи. Пунктом 6 статьи 169 Кодекса установлено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 15.02.2005 № 93-О и от 18.04.2006 № 87-О, по смыслу пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации соответствие счета– фактуры требованиям, установленным пунктами 5 и 6 данной статьи, позволяет определить контрагентов по сделке (ее субъекты), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество (объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цену товара (работ, услуг), а также сумму начисленного налога, уплачиваемую налогоплательщиком и принимаемую им далее к вычету; требование пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налогоплательщик в качестве основания налогового вычета может представить только счет-фактуру, содержащий все требуемые сведения, и не вправе предъявлять к вычету сумму налога, начисленную по счету-фактуре, сведения в котором отражены неверно или неполно, направлено на создание условий, позволяющих оценить правомерность налогового вычета и пресечь ситуации, связанные с необоснованным возмещением (зачетом или возвратом) сумм налога из бюджета.

Из содержания перечисленных норм следует, что основным критерием для признания счета-фактуры и первичных учетных документов соответствующими требованиям закона, а также для отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, проводимых организацией, является достоверность данных, внесенных в указанные документы. Положения статей 171, 172 НК РФ находятся во взаимозависимости со статьей 153 Кодекса и предполагают возможность применения налоговых вычетов при наличии реального осуществления хозяйственных операций. Данная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2010 № 12670/09, от 20.04.2010 № 18162/09.

Подпунктом 1 п. 3 ст. 169 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ.

В силу п. 5.1 ст. 174 НК РФ в налоговую декларацию подлежат включению сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1137 (в соответствующей редакции) «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» утверждены формы книги покупок и книги продаж, счета-фактуры, применяемые при расчетах по налогу на добавленную стоимость, а также правила их ведения и заполнения. В разделе II Приложения № 1 к указанному постановлению установлены правила заполнения счета-фактуры при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Из пункта 1 Правил ведения книги покупок (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 следует, что в книге покупок, покупатели регистрируют счета-фактуры, которые им выставили продавцы, чтобы определить сумму налога на добавленную стоимость к вычету (возмещению) из бюджета.

Согласно абз. 2 п. 22 Правил счет-фактура, который продавец зарегистрировал в книге продаж при получении предоплаты, он должен отразить в книге покупок. Сделать это нужно после корректировки операций в учете, произведенной в связи е отказом от договора, но не позднее одного года со дня отказа.

Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Из материалов дела следует, что в соответствии с указанной нормой в ответ на запрос Инспекции № 358 от 18.07.2016 Обществом представлены письменные пояснения от 10.05.2016 г№ 2761 в которых указано, что в результате технической ошибки счета-фактура № П0000101 от 23.03.2012 г. отражена в книге покупок за 1 квартал 2016 года под № 152 от 21.04.2015.

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 169 Кодекса ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога (Письмо Минфина России от 12.01.2017 № 03-07-09/411).

Как указано в Определениях Конституционного суда РФ № 467-О от 16.11.2006, № 468-О-О от 05.03.2009 при разрешении споров, касающихся выполнения обязанности по уплате налогов, арбитражные суды не должны ограничиваться установлением только формальных условий применения норм законодательства о налогах и сборах и в случае сомнений в правильности применения налогового законодательства, в том числе в правомерности применения налоговых вычетов, обязаны установить, исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств – факт оплаты покупателем товара (работ, услуг), действительные взаимоотношения продавца и покупателя, наличие иных, помимо счетов-фактур, документов, подтверждающих уплату налога в составе цены товара (работы, услуги), и т. п.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что довод налогового органа об умышленной замене в книге покупок за 1 квартал 2016 года счета-фактуры МП0000101 от 23.03.2012 на счет-фактуру № 152 от 21.04.2015 является несостоятельным.

Суд не принимает довод Инспекции о том, что Обществом пропущен установленный законом срок для заявления вычетов ввиду следующего.

Пунктом 4 статьи 172 НК РФ установлено, что вычеты сумм налога, указанных в пункте 5 статьи 171 НК РФ, производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров (работ, услуг), но не позднее одного года с момента возврата или отказа.

Указанные нормы НК РФ предусматривают не только возможность применения вычета по НДС, но и устанавливают условия реализации указанного права. Такими условиями являются уплата в бюджет НДС с аванса, изменение условий или расторжение договора, возврат аванса, отражение соответствующих операций в связи с отказом от товаров (работ, услуг).

От ООО «Р-Холдинг» (правопреемника ООО «ТД «РСК») получено Письмо (уведомление) № 607/02/607 от 11.01.2016 г. об односторонним отказе, от исполнения обязательств Обществом по поставке продукции по Договору 58/607-12 от 20.03.2012 года на сумму оставшейся предоплаты в размере 90 000 000 руб.

Общество получило аванс, с которого был уплачен НДС в бюджет по договору поставки корнеплодов сахарной свеклы, от поставки которых в последующем покупатель отказался направив письмо об отказе от поставки № 607/2/607 от 11.01.2012. Общество возвратило аванс 15.01.2016 путем перечисления денежных средств на расчетный счет покупателя.

Таким образом, условия связанные с правом на вычет соблюдены Обществом только в 1 квартале 2016 года. Следовательно, право на применение налогового вычета по НДС по спорной хозяйственной операции возникло у Общество в 1 квартале 2016 года, в связи с чем у Общества имелись правовые основания для заявления в 1 квартале 2016 соответствующих налоговых вычетов.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что требование заявителя о признании недействительным Решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области от 29.09.2017 № 1913 и Решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области от 29.09.2017 № 146 является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.

При обращении в арбитражный суд заявителем уплачена государственная пошлина в сумме 12 000 руб. по платежному поручению от 14.04.2017 № 809.

Расходы по госпошлине за рассмотрение заявления составляют 6 000 руб. и в соответствии со статьей 110 АПК РФ, подлежат отнесению на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области.

Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 6 000 подлежит возврату заявителю.

Руководствуясь статьями 167170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать недействительными Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области от 29.09.2017 № 1913, Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области от 29.09.2017 № 146.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области (ОГРН 1055703003685, ИНН 5703010379, адрес: 303030, Орловская область, г. Мценск, ул. Красноармейская, д. 24) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Отрадаагроинвест» (Орловская область, Мценский район, д. Большая Каменка, ул. Молодежная, д. 1, ОГРН 1055744019430) 6 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Отрадаагроинвест» (Орловская область, Мценский район, д. Большая Каменка, ул. Молодежная, д. 1, ОГРН 1055744019430) из федерального бюджета излишне уплаченную по делу государственную пошлину в сумме 6 000 руб.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Девятнадцатом арбитражном апелляционном суде через Арбитражный суд Орловской области в течение одного месяца со дня его принятия.



Судья
Е. В. Клименко

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно