8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление ФАС УО от 20.02.2013 № Ф09-14476/12

Дело № А60-26724/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 13.02. 2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.02. 2013.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А. В.,
судей Василенко С. Н., Татариновой И. А.

рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью «ФОРЭС» (ОГРН 1026602335264, ИНН 6658092629; далее – общество, страхователь) и Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга (ОГРН 1026604972426, ИНН 6660155435; далее – фонд, страховщик) на Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2012 по делу № А60-26724/2012 Арбитражного суда Свердловской области.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации в сети Интернет на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители общества – Шипачева О. А. (доверенность от 01.03.2012 № 16), Кипрушева Е. А. (доверенность от 11.02.2013).

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к фонду о признании недействительным Решения от 31.05.2012 № 075/028/717-2012 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Решением суда от 21.08.2012 (судья Ремезова Н. И.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2012 (судьи Гулякова Г. Н., Васева Е. Е., Сафонова С. Н.) решение суда отменено в части. Признано недействительным решение фонда в части доначисления страховых взносов на выплаты, произведенные за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, соответствующих пени и штрафных санкций. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой на постановление суда апелляционной инстанции, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит обжалуемый судебный акт в части отказа в удовлетворении его требований отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя жалобы, выплаты работникам в период прохождения ими военных сборов, по уходу за детьми-инвалидами, за дни сдачи крови и дополнительные выходные дни не подпадают под определение объекта обложения страховыми взносами, предусмотренного ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), поскольку являются компенсацией.

Обществом 31.01.2013 непосредственно в Федеральный арбитражный суд Уральского округа представлены дополнения к кассационной жалобе с нарушением срока, установленного ст. 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Доводы, изложенные в этих дополнениях, являются новыми, не заявлялись при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, направлены на установление новых обстоятельств по делу, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Вопреки требованиям ч. 3 ст. 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество эти дополнения к кассационной жалобе фонду не направило и не вручило. Поскольку в судебное заседание представители фонда не явились, в пределах установленного ч. 1 ст. 285 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока известить фонд об этих дополнениях к кассационной жалобе в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации невозможно, а принятие новых доводов и доказательств, не подвергавшихся признанию либо оспариванию другими лицами, участвующими в деле, а также оценке судами первой и апелляционной инстанций будет являться нарушением принципа состязательности (ч. 2 ст. 9 и ч. 3, 4 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), то суд кассационной инстанции указанные дополнения к кассационной жалобе общества оставляет без рассмотрения применительно к ч. 2 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (аналогичная правовая позиция изложена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2012 № ВАС-2315/12).

Фонд тоже обратился в Федеральный арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, выражая несогласие с выводами суда в части признания недействительным оспариваемого решения по доначислению страховых взносов на выплаты, произведенные работникам общества за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, просит обжалуемый судебный акт отменить, дело направить на новое рассмотрение. По мнению фонда, оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами, в соответствии со ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Трудовой кодекс) производится в рамках трудовых отношений и независимо от источников финансирования такой выплаты подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.

Судами установлено, что в отношении общества фондом проведена выездная проверка соблюдения требований Закона № 212-ФЗ, в ходе которой сделаны выводы о нарушении страхователем положений ст. 7, 8, 9 названного Закона, а именно: в 2011 году суммы выплат среднего заработка работникам-донорам за дни сдачи крови, суммы выплат за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами, и работникам в период прохождения ими военных сборов отнесены к выплатам, не подлежащим обложению страховыми взносами.

Фондом составлен Акт от 25.04.2012 № 075028-717-2012 и вынесено Решение от 31.05.2012 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, обществу начислены: недоимка по страховым взносам за 2011 год на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, соответствующие пени и штрафы по ч. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ.

Общество оспорило указанное решение страховщика в арбитражном суде.

Удовлетворяя заявленные требования общества, суд первой инстанции исходил из того, что выплаты, сохраняемые за работником на время прохождения военных сборов, а также выплаты среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами, выплаты среднего заработка работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха не связаны с выполнением работниками трудовых функций и, следовательно, не являются объектом обложения страховыми взносами, предусмотренным ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ.

Частично отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из перечня выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, указанных в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 212-ФЗ указанный федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В силу подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 5 указанного закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. «а» и «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 названного Закона.

Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, определен ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Согласно положениям ст. 186 Трудового кодекса работник освобождается от работы в день сдачи крови и ее компонентов, после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха, при этом за работником сохраняется средний заработок.

В Постановлении от 13.09.2011 № 4922/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложил толкование понятия «средний заработок», примененного в ст. 186 Трудового кодекса.

Так, законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата. Названные выплаты работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.

Таким образом, принимая во внимание, что спорная сумма выплачена обществом работникам-донорам, находящимся в трудовых отношениях, при этом спорные выплаты не подпадают под виды выплат, на которые страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не начисляются, а также с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.09.2011 № 4922/11, следует вывод об отсутствии у общества оснований для невключения в облагаемую базу по страховым взносам указанных выплат работникам-донорам.

В ходе рассмотрения дела судами установлено, что фондом сделан вывод о неправомерном невключении обществом в базу для исчисления страховых взносов сумм, выплаченных работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, и сумм, выплаченных работникам в период прохождения военных сборов.

При этом судом первой инстанции обоснованно учтены положения п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 53-ФЗ), согласно которым призыв на военные сборы и прохождение сборов в период пребывания в запасе является воинской обязанностью граждан Российской Федерации, то есть обязанность прохождения военных сборов регулируется специальным законодательством, которое не относится к трудовому законодательству.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

В соответствии со ст. 170 Трудового кодекса выплаты, сохраняемые за работником на время исполнения государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время, относятся к гарантиям и компенсациям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Минздравсоцразвития России в Письме от 27.05.2010 № 1354-19 указало, что выплата среднего заработка работнику на период военных сборов осуществляется не в силу трудового договора за выполнение работником определенной трудовой функции, а в связи с требованием п. 2 ст. 6 Закона № 53-ФЗ о необходимости сохранения данных выплат работникам, направленным на военные сборы. В период военных сборов работник трудовую функцию фактически не осуществляет.

Согласно п. 7 ст. 1 Закона № 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением Закона № 53-ФЗ, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Подпунктом 2 п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.

Компенсация данных расходов, согласно пункту 3 вышеуказанных Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, учитывая, что призыв на военные сборы и прохождение сборов в период пребывания в запасе являются государственной обязанностью гражданина Российской Федерации, при этом выплаты, сохраняемые на время прохождения военных сборов, являются компенсацией, предусмотренной трудовым законодательством Российской Федерации (ст. 170 Трудового кодекса), Законом № 53-ФЗ (п. 2 ст. 5, п. 2 ст. 6), суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что указанные выплаты в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами.

В указанной части обжалуемое постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда подлежит изменению.

Обращаясь в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, фонд указал, что оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами, в соответствии со ст. 262 Трудового кодекса производится в рамках трудовых отношений и независимо от источников финансирования такой выплаты подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Суд кассационной инстанции отклоняет доводы фонда в силу следующего.

Выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, при этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

В соответствии с п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

На основании п. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 213-ФЗ) с 01.01.2010 финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 Трудового кодекса, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.

Межбюджетный трансферт из федерального бюджета является источником доходов Фонда социального страхования Российской Федерации (подп. 1 п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010 № 334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 и на плановый период 2012 и 2012 годов»). Фонд социального страхования Российской Федерации является главным администратором данного вида дохода бюджета Фонда (п. 1 ст. 2 указанного Федерального закона). Подпунктом 8 п. 1 ст. 7 данного Федерального закона установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации вправе осуществлять обеспечение расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом № 213-ФЗ на выплаты пособий на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям для ухода за детьми-инвалидами, производимые непосредственно страхователями, путем взаимного расчета со страхователями по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Таким образом, выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, а также выплаты работникам за период прохождения военных сборов имеют компенсационный характер, подлежат возмещению страхователю и обоснованно не включены обществом в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. В указанной части оспариваемое Решения фонда от 31.05.2012 № 075/028/717-2012 следует признать недействительным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 286289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2012 по делу № А60-26724/2012 Арбитражного суда Свердловской области изменить в части.

Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью «ФОРЭС» удовлетворить частично.

Признать недействительным Решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга от 31.05.2012 № 075/028/717-2012 в части, касающейся начисления страховых взносов на выплаты, произведенные работникам за период прохождения ими военных сборов и за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, соответствующих пеней и штрафных санкций.

В остальной части в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «ФОРЭС» отказать.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга в пользу общества с ограниченной ответственностью «ФОРЭС» судебные расходы по государственной пошлине в сумме 1 000 рублей, уплаченной за подачу кассационной жалобы.

Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью «ФОРЭС» государственную пошлину в сумме 1 000 рублей, излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по Платежному поручению от 24.12.2012 № 7635.

В удовлетворении кассационной жалобы Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга отказать.


Председательствующий
А. В. Кангин

Судьи
С. Н. Василенко
И. А. Татаринова

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно