Курс ЦБ на 24 апреля 2024 года
EUR: 99.5609 USD: 93.2918 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление ФАС СЗО от 19.03.2012 по делу № А56-45370/2011

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кузнецовой Н. Г.,
судей Журавлевой О. Р. и Морозовой Н. А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью «Агат-III» Дюжовой А. Г. (доверенность от 01.07.2011), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ленинградской области Седовой М. С. (доверенность от 16.01.2012 № 03-02/00469), от Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области Гунгера К. Г. (доверенность от 11.10.2011 № 05-06/15668),

рассмотрев 15.03.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2011 (судья Пасько О. В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011 (судьи Дмитриева И. А., Згурская М. Л., Третьякова Н. О.) по делу № А56-45370/2011,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Агат-III», место нахождения: 188452, Ленинградская область, Кингисеппский район, промзона «Фосфорит», ОГРН 1024701423230, (далее – Общество, ООО «Агат-III») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ленинградской области (далее – Инспекция) от 03.06.2011 № 3230/1314 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области (далее – Управление) от 25.07.2011 № 16-21-07/11605.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2011 заявление Общества удовлетворено частично. Суд признал недействительным решение Инспекции от 03.06.2011 № 3230/1314. В удовлетворении остальной части заявленных ООО «Агат-III» требований суд отказал.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011 решение суда от 18.10.2011 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе и дополнении к ней Инспекция просит отменить решение и постановление судов в части признания недействительным ее решения и отказать Обществу в удовлетворении заявления в полном объеме. Податель жалобы не согласен с выводом судов о наличии у налогоплательщика права на вычет сумм налога на добавленную стоимость по горюче-смазочным материалам, приобретенным на автозаправочных станциях, без счетов-фактур по кассовым чекам, в которых не выделены суммы налога отдельной строкой. По мнению Инспекции, судами нарушены нормы статей 169, 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Согласно установленному в них правилу налогоплательщик имеет право на вычет налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) только при наличии надлежаще оформленных счетов-фактур и первичных документов, подтверждающих принятие к учету этих товаров (работ, услуг). Чеки контрольно-кассовой машины, в которых сумма налога на добавленную стоимость не выделена отдельной строкой, в отсутствие счетов-фактур, не дают права на налоговые вычеты. Более того, как утверждает Инспекция, Обществом не доказан факт покупки горюче-смазочных материалов для использования в предпринимательской деятельности. В ходе камеральной проверки налоговым органом установлено, что на балансе Общества не числятся транспортные средства. Выпиской банка о движении денежных средств по расчетному счету ООО «Агат-III» подтверждается отсутствие у Общества аренды транспортных средств (оплаты аренды). То есть Обществом не доказана приобретение горюче-смазочных материалов для совершения операций, признаваемых объектом обложения налогом на добавленную стоимость.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить без изменения принятые судами по данному делу решение и постановление. ООО «Агат-III» считает неосновательным утверждение налогового органа о недоказанности им факта покупки горюче-смазочных материалов для использования в предпринимательской деятельности. Инспекция на это обстоятельство в ходе камеральной проверки не ссылалась, документы, подтверждающие использование Обществом транспортных средств в предпринимательской деятельности, не требовала. Между тем в спорном периоде ООО «Агат-III» использовало автотранспортные средства, для которых приобретались горюче-смазочные материалы, на условиях безвозмездного пользования, в подтверждение чего Обществом приложены к отзыву на жалобу копии договоров.

Управление в отзыве на кассационную жалобу согласно с доводами жалобы налогового органа, считает, что суды надлежащим образом не исследовали и не оценили все имеющиеся в деле доказательства в совокупности.

В судебном заседании представители Инспекции и Управления поддержали доводы кассационной жалобы, настаивая на ее удовлетворении, а представитель ООО «Агат-III» просила жалобу налогового органа отклонить, а принятые судами решение и постановление оставить без изменения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, 18.01.2011 ООО «Агат-III» представило в Инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за IV квартал 2010 года. Согласно декларации сумма налога, исчисленного с базы, облагаемой налогом на добавленную стоимость, составила 153 358 руб., а сумма налоговых вычетов – 153 847 руб. Превышение налоговых вычетов суммы налога на добавленную стоимость, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, повлекло предъявление Обществом возникшей разницы в сумме 489 руб. к возмещению из бюджета.

В результате проведенной камеральной проверки полученных декларации и документов налогоплательщика, представленных по требованию от 09.02.2011 № 110, Инспекция признала неправомерным предъявление Обществом к вычету 57 436,62 руб. налога на добавленную стоимость. Налоговым органом установлено, что в подтверждение обоснованности включения в состав налоговых вычетов указанной суммы налога ООО «Агат-III» представило только контрольно-кассовые чеки об оплате горюче-смазочных материалов. Счета-фактуры в подтверждение приобретения горюче-смазочных материалов у налогоплательщика отсутствуют. В контрольно-кассовых чеках сумма налога на добавленную стоимость отдельной строкой не выделена. В этом случае Общество, сотрудниками которого приобретены горюче-смазочные материалы на автозаправочных станциях за наличный расчет, не имеет права на вычет самостоятельно рассчитанной суммы налога на добавленную стоимость.

На основании акта камеральной проверки от 20.04.2011 № 3557 Инспекция 03.06.2011 вынесла два решения: решение № 3230/1314 о привлечении ООО «Агат-III» к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение № 70/1315 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению из бюджета. Решением от 03.06.2011 № 3230/1314 Обществу предложено уплатить 56 948 руб. налога на добавленную стоимость и 1 572,98 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога, а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета. Кроме того, налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату налога на добавленную стоимость в виде взыскания 11 389 руб. штрафа. Решением от 03.06.2011 № 70/1315 ООО «Агат-III» отказано в возмещении из бюджета 489 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за IV квартал 2010 года. Управление решением от 25.07.2011 № 16-21-07/11605 оставило без изменения обжалованное Обществом в апелляционном порядке решение налогового орган от 03.06.2011 № 3230/1314.

ООО «Агат-III» оспорило решения Инспекции и вышестоящего налогового органа от 03.06.2011 № 3230/1314 и от 25.07.2011 № 16-21-07/11605 в арбитражном суде.

Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили заявление налогоплательщика частично, признав недействительным оспариваемое решение Инспекции и отказав в признании недействительным решения Управления. Суды посчитали незаконным отказ Обществу в праве на вычет спорной суммы налога на добавленную стоимость, указав, что выделение в контрольно-кассовом чеке отдельной строкой налога на добавленную стоимость не предусмотрено нормами законодательства о налогах и сборах. Суды сослались на то, что счет-фактура не является единственным документом для подтверждения правомерности включения в состав налоговых вычетов этого налога, Общество, представив кассовые чеки, надлежащим образом подтвердило обоснованность налоговых вычетов. Инспекция же в свою очередь в нарушение требований статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не доказала правомерность принятого ее решения.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что у судов не имелось правовых оснований для удовлетворения требования Общества о признании недействительным решения Инспекции от 03.06.2011 № 3230/1314.

Судами установлено, что Общество для осуществления своей предпринимательской деятельности производило приобретение за наличный расчет горюче-смазочных материалов (бензина и дизельного топлива) через розничную сеть автозаправочных станций обществ с ограниченной ответственностью «КИРИШИАВТОСЕРВИС» и «Татнефть-АЗС-Запад», в связи с чем налогоплательщик на основании кассовых чеков предъявил к вычету сумму налог на добавленную стоимость, включенную в стоимость нефтепродуктов.

Суды со ссылкой на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 02.10.2003 № 384-О, согласно которой счет-фактура не является единственным документом, дающим право на вычет налога на добавленную стоимость, подтвердили право Общества на вычет налога на добавленную стоимость по приобретенным на автозаправочных станциях за наличный расчет горюче-смазочным материалам (бензину и дизельному топливу), обоснованное только чеками контрольно-кассовых машин.

С высказанной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позицией согласуется и постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2008 №17718/07.

При этом обе высшие судебные инстанции Российской Федерации указали на необходимость наличия у налогоплательщика иных, помимо счетов-фактур, документов, подтверждающих уплату налога на добавленную стоимость.

Кассационная инстанция считает не основанным на нормах главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации вывод судов о том, что представление Обществом кассовых чеков, в которых сумма налога на добавленную стоимость не выделана отдельной строкой, в отсутствие счетов-фактур или иных документов, подтверждающих уплату налога, дает ему право применить налоговые вычеты.

Как указано в пункте 1 статьи 171 НК РФ, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 названного Кодекса, на установленные налоговые вычеты.

Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике, поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками.

Представленные налогоплательщиком документы должны отвечать предъявляемым налоговым законодательством требованиям и достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми связывается применение права на налоговый вычет.

В данном случае Общество предъявило к вычету налог на добавленную стоимость в отношении приобретенных за наличный расчет горюче-смазочных материалов на основании кассовых чеков автозаправочных станций, не имея соответствующих счетов-фактур. Налог на добавленную стоимость в кассовых чеках не выделен отдельной строкой.

С учетом сложившейся судебно-арбитражной практики и позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении его Президиума от 13.05.2008 № 17718/07, налогоплательщик при отсутствии счета-фактуры вправе применить налоговый вычет при наличии иных документов, подтверждающих сумму налогу на добавленную стоимость, предъявленную ему поставщиком к оплате при расчетах за поставленные товары (работы, услуги).

Однако в рассматриваемом случае у Общества нет документов, подтверждающих сумму налогу на добавленную стоимость, предъявленную к оплате при расчетах за приобретенные горюче-смазочные материалы.

В представленных Обществом чеках контрольно-кассовых машин сведения об уплате налога на добавленную стоимость отсутствуют. Названные чеки являются единственным документом, подтверждающим приобретение горюче-смазочных материалов и их оплату.

То обстоятельство, что горюче-смазочные материалы приобретались работниками Общества, выступающими при их приобретении в качестве физических лиц, а в силу пункта 7 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) непосредственно населению продавцы считаются выполнившими требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур, если ими выдан кассовый чек, не свидетельствует о наличии у Общества права на налоговый вычет.

Включение продавцом в подлежащую оплате покупателем цену реализуемых товаров (работ, услуг) суммы налога на добавленную стоимость вытекает из положений пункта 1 статьи 168 НК РФ. В силу пункта 3 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). В соответствии с пунктом 4 статьи 168 НК РФ в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.

Как указано в пункте 7 статьи 168 НК РФ, порядок предъявления сумм налога на добавленную стоимость продавцом покупателю (требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур), установленный пунктами 3 и 4 статьи 168 НК РФ, будет выполнен организациями и индивидуальными предпринимателями розничной торговли, если покупателю выдан кассовый чек или иной документ установленной формы.

Обязательное выделение в контрольно-кассовом чеке отдельной строкой налога на добавленную стоимость не предусмотрено нормами действующего законодательства.

Такое требование не установлено и нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с тем, что торговая организация или индивидуальный предприниматель могут осуществлять как розничную, так и оптовую торговлю, и, следовательно, применять общий режим налогообложения или специальные налоговые режимы и при этом не являться плательщиками налога на добавленную стоимость.

В тоже время Налоговым кодексом Российской Федерации установлены определенные условия применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, при соблюдении которых налогоплательщик при исчислении налога на добавленную стоимость принимает к вычету налог, предъявленный ему продавцами товаров (работ, услуг). Выделение в кассовом чеке суммы налога на добавленную стоимость дает налогоплательщику возможность в случае отсутствия счета-фактуры подтвердить сумму предъявленного ему налога на добавленную стоимость и включить ее в состав налоговых вычетов.

Согласно постановлениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.10.2007 № 8686/07, от 09.11.2010 № 6961/10 и от 09.03.2011 № 14473/10 нормы статей 169 и 172 НК РФ во взаимосвязи указывают на то, что документальное обоснование права на налоговый вычет лежит на налогоплательщике. При этом Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает возможности использования расчетного метода при определении суммы налоговых вычетов.

Следовательно, налогоплательщик в отсутствие у него документов (счетов-фактур, кассовых чеков или иных), в которых была бы указана конкретная сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная продавцу, не вправе расчетным путем определить ее для последующего предъявления к вычету.

Поскольку на ООО «Агат-III» лежит обязанность представить предусмотренные главой 21 НК РФ документы, подтверждающие заявленную сумму налогового вычета, а Обществом такие документы им представлены не были, налоговый орган обоснованно отказал налогоплательщику в принятии к вычету 57 436,62 руб. налога на добавленную стоимость.

В силу пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций полностью или в части, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этими судами неправильно применены нормы права.

Принимая во внимание, что обстоятельства, необходимые для разрешения спора, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, однако судами неправильно применены нормы материального права, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части признания недействительным оспариваемого решения налогового органа и взыскания с Инспекции в пользу ООО «Агат-III» 2000 руб. в возмещение судебных расходов по оплате госпошлины, а требование Общества о признании недействительным решения Инспекции от 03.06.2011 № 3230/1314 – отклонению.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011 по делу № А56-45370/2011 отменить в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ленинградской области от 03.06.2011 № 3230/1314, а также в части взыскания с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ленинградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Агат-III» 2 000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате госпошлины

Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Агат-III» в удовлетворении требования о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ленинградской области от 03.06.2011 № 3230/1314.

В остальной части решение и постановление судов оставить без изменения.



Председательствующий
Н. Г. Кузнецова

Судьи
О. Р. Журавлева
Н. А. Морозова

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно