Курс ЦБ на 23 апреля 2024 года
EUR: 99.3648 USD: 93.2519 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2017 № 10АП-12091/2017

Дело № А41-16592/17

Резолютивная часть постановления объявлена 18.09.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.09.2017.

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Бархатова В. Ю.,
судей Семушкиной В. Н., Немчиновой М. А.,
при ведении протокола судебного заседания Инмии А. Р.,
при участии в заседании:
от ТСЖ «Развитие» – Мышкина Т. Д., председатель, Выписка из ЕГРЮЛ;
от Межрайонной ИФНС России № 13 по Московской области – Тирон В. И., по доверенности от 09.01.2017; Жвибуль Е. В., по доверенности от 06.03.2017,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ «Развитие» на Решение Арбитражного суда Московской области от 29.06.2017, принятое судьей Мясовым Т. В., по делу А41-16592/17 по заявлению ТСЖ «Развитие» о признании недействительным Решения МРИ ФНС России № 13 по Московской области от 13.09.2016 № 46969 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушении,

установил:

ТСЖ «Развитие» обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным Решения Межрайонной ИФНС России № 13 по Московской области от 13.09.2016 № 46969 о привлечении товарищества к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Московской области от 29.06.2017 в удовлетворении заявленных ТСЖ «Развитие» требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.

Межрайонная ИФНС России № 13 по Московской области представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст. 266, 268 АПК РФ.

В судебном заседании представитель ТСЖ «Развитие» поддержала доводы апелляционной жалобы.

Представитель Межрайонной ИФНС России № 13 по Московской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.

Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России № 13 по Московской области в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) за 2015 год (корректировка 1) (регистрационный номер 44548960), представленной ТСЖ «Развитие» 29.03.2016.

По итогам проведенной камеральной налоговой проверки Инспекцией был составлен акт камеральной налоговой проверки от 12.07.2016 № 67941.

По результатам рассмотрения акта от 12.07.2016 № 67941, материалов проверки, а также возражений на указанный акт камеральной проверки от 18.08.2016 № 21 налоговым органом было вынесено Решение от 13.09.2016 № 46969 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому ТСЖ «Развитие» привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 52 893 рублей 80 копеек.

Также ТСЖ «Развитие» был начислен налог, взимаемый с применяющих УСН налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 266 114 рублей, соответствующие пени в сумме 15 444 рублей 45 копеек.

Не согласившись с вышеуказанным решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, ТСЖ «Развитие» обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Московской области с апелляционной жалобой 05.10.2016 № 27 (вх. от 12.10.2016 № 146257)

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы Управлением ФНС России по Московской области было принято Решение от 09.12.2017 № 07-12/94494, согласно которому налогоплательщику было отказано в ее удовлетворении.

Настаивая на законности и обоснованности оспариваемого решения, представитель налогового органа пояснил суду, что основанием для доначисления послужил вывод Инспекции о не включении ТСЖ «Развитие» в состав доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, платежей, полученных за коммунальные услуги и техническое обслуживание дома.

Инспекция указала, что суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступившие на счет ТСЖ «Развитие» являются выручкой от реализации работ (услуг) и, соответственно, должны учитываться в составе доходов при определении налоговой базы по УСН. При этом договоры с ресурсоснабжающими организациями не содержат указания на то, что налогоплательщик выполняет функцию посредника между этими организациями и собственниками жилья.

ТСЖ «Развитие» считает, что является исполнителем по предоставлению потребителям коммунальных услуг, при этом их продажу осуществляют ресурсоснабжающие организации, при этом исполнитель не вправе увеличивать или изменять величину тарифа. Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 начисление платежей за потребленные коммунальные услуги производятся собственникам помещений, исходя из объема (количества) потребленного за расчетный период коммунального ресурса и тарифа (цены) на коммунальный ресурс.

В связи с изложенным налогоплательщик считает, что коммунальные платежи не являются выручкой от оказания услуг.

ТСЖ «Развитие» также указало, что анализируемые денежные средства, поступившие на его расчетный счет, имеют строго целевой характер, в связи с чем не могут признаваться доходом для целей налогообложения.

Возражая на доводы заявителя, представитель налогового органа пояснил суду, что в соответствии с частью 1 статьи 44, частями 1, 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом. Общее собрание собственников помещений обязано выбрать один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренных законодательством. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Собственники помещений вправе управлять своим многоквартирным домом либо опосредованно (путем объединения для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме или путем выбора управляющей организации и заключения с ней договора управления каждым собственником помещения в таком доме), либо непосредственно.

Таким образом, представитель налогового органа пояснил суду, что собственники жилых помещений в рассматриваемом случае самостоятельно выбрали способ управления своим имуществом, а также определили специальный режим налогообложения, который ими был оценен в качестве предпочтительного. Также ТСЖ «Развитие» самостоятельно заключало договоры, определяло их содержание и свою роль при их исполнении.

Из материалов дела следует, что, в соответствии с уставом ТСЖ «Развитие» его целями деятельности являются, в том числе реализация собственниками жилых и нежилых помещений прав по ведению, пользованию и в установленных законодательством пределах, распоряжению общим имуществом, сохранение и приращение недвижимости в Товариществе, распределение между собственниками обязанностей по возмещению соответствующих издержек, обеспечение надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества, а также обеспечение коммунальными услугами собственников жилых и нежилых помещений.

Материалами дела подтверждается, что налогоплательщиком были заключены с ЗАО «Союз-Химки» договоры от 01.02.2010 № 02/10-2, от 01.03.2010 № 03/10-1 (теплоснабжение), с ОАО «Мосэнергосбыт» договор энергоснабжения от 15.07.2013 № 80031589, с МП «Химкинский водоканал» договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 13.01.2005 № 511, с ГУП МО «Мособлгаз» договор о поставке природного газа от 22.06.2015 № ВД-80/15, договор по техническому обслуживанию газопроводов и газового оборудования от 03.12.2012 № 10-10IX, с ООО «Техкомплект» договоры о выполнении работ на лифтах от 30.12.2010 № 41, от 01.12.2015 № ТО-41, с ООО «Континенталь-Сервис» договоры на вывоз твердых бытовых отходов от 08.12.2014 № 64/15, от 26.11.2015 № 35/16, с ООО «Форвард-3 Охранные системы» договоры технического обслуживания от 01.06.2009 № 5, 6, с ООО «Бизон» договор от 18.06.2012 № 18/06, с ООО ЧОО «Бриз» договор от 01.01.2015 № 06-01/15.

От собственников жилых и нежилых помещений налогоплательщиком была получена оплата за коммунальные услуги, услуги по содержанию и обслуживанию.

29.03.2016 налогоплательщиком в Инспекцию была представлена уточненная налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, согласно которой сумма полученного дохода за налоговый период составила 923 405 рублей.

В ходе камеральной налоговой проверки была установлена общая сумма полученных налогоплательщиком денежных средств – 9 793 868 рублей. Из данной суммы налоговым органом были исключены поступления на счет налогоплательщика в размере 5 323 607 рублей, среди которых возвращенные денежные средства, взносы на капитальный ремонт, средства социальной поддержки гражданам.

Статьей 346.14 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

В силу пункта 1 статьи 346.18 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.

В силу положений статьи 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, в составе доходов учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 НК РФ. Доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.17 НК РФ, датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Согласно пункту 1 статьи 346.24 НК РФ, плательщики налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Согласно статье 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги.) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Кроме того, с учетом положений статей 249 и 250 НК РФ является внереализационным доходом и подлежит налогообложению при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, доход товарищества собственников жилья от сдачи в аренду имущества.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведеньях комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.

К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Как следует из материалов дела, представленные в рамках мероприятий налогового контроля налогоплательщиком договоры с ресурсоснабжающими организациями условий о наличии комиссионных (агентских) вознаграждений не содержат, как не содержат указание на то, что налогоплательщик выступает в качестве посредника.

В связи с изложенным налоговым органом был сделан правомерный вывод о том, что в правоотношениях с ресурсоснабжающими организациями и собственниками жилых помещений налогоплательщик выступал в качестве посредника.

Кроме того, положения устава налогоплательщика, предусматривают, что Товарищество может обладать обособленным имуществом, от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и обязанности, от своего имени совершать любые сделки, не противоречащие законодательству и Уставу, выступать истцом и ответчиком в суде.

В соответствии с пунктом 8.1 устава Товариществу принадлежит право на выполнение работ и оказание услуг собственникам, а также пунктом 9.1.2 – обязанность по выполнению в порядке, предоставленном законодательством, договорных обязательств.

Таким образом, в соответствии с уставом, налогоплательщик действует от своего имени, а не от имени членов ТСЖ.

Представитель налогового органа пояснил суду, что при вынесении оспариваемого решения было принято во внимание, что пункт 2 статьи 251 НК РФ предписывает при определении налоговой базы не учитывать целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в том числе, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ при формировании налоговой базы, к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления установленном статьей 324 НК РФ порядке резерва на проведение капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, саде огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

В рассматриваемом случае собственники помещений приобретали ресурсы непосредственной у ТСЖ.

Представитель налогового органа пояснил, что налогоплательщику следовало при определении режима налогообложения и его объекта учитывать не только льготный размер ставки налога, но и необходимость соблюдать положения налогового законодательства, содержащего определенное регулирование порядка учета поступающих платежей за коммунальные ресурсы, а также положения жилищного законодательства, содержащего гарантии собственникам помещений в части размера платы за коммунальные услуги, поставку ресурсов (воды, электроэнергии, газа и пр.).

Также представитель налогового органа пояснил суду, что допускаемая пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, возможность признать товарищество собственников жилья исполнителем коммунальных услуг соответствует нормам ЖК РФ, в частности, пункту 1 части 1 статьи 137, устанавливающему право товарищества заключать договоры об оказании коммунальных услуг, частям 5, 6 статьи 155, согласно которым члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, а собственники помещений, не являющиеся членами товарищества, вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья.

Товарищество собственников жилья как лицо, предоставляющие потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает его заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8 и 9 подпункты «а», «б» пункта 31, подпункт «а» пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Согласно части 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товарищество собственников жилья несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

Согласно подпункту «б» пункта 16 названных Правил надлежащее содержание общего имущества обеспечивается товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом): путем членства собственников помещений в указанных организациях – в соответствии с разделами V и VI ЖК РФ; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями – в соответствии с пунктом 2 статьи 138 ЖК РФ.

С учетом приведенных норм жилищного законодательства обязанность по внесению членами товариществ собственников жилья обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, возникает не в связи с членством в товариществе собственников жилья, а в связи с владением и пользованием имуществом в многоквартирном доме.

Таким образом, представитель Инспекции пояснил суду, что действующее законодательство не содержит указания на безусловную квалификацию перечисляемых ТСЖ денежных средств за ресурсы в качестве целевых поступлений некоммерческого для ТСЖ характера.

Изложенные обстоятельства дела позволяют суду сделать обоснованный и достоверный вывод о том, что налогоплательщик в анализируемых правоотношениях с собственниками помещений и с ресурсоснабжающими организациями выступал в качестве самостоятельного субъекта правоотношений приобретающего и реализующего товары, работы, услуги, в том числе являлся самостоятельным исполнителем коммунальных услуг.

В связи с изложенным, в соответствии со статьей 249 НК РФ спорные платежи членов ТСЖ, поступающие на счет организации, являются выручкой от реализации работ (услуг) и, соответственно, должны учитываться в составе его доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

В соответствии со статьей 346.14 НК РФ в случае применения УСН, организации вправе выбрать объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.

Таким образом, в рассматриваемом случае налогоплательщик самостоятельно избрал для себя режим налогообложения, не позволяющий ему учитывать платежи, осуществляемые в адрес ресурсоснабжающих организаций, в составе расходов с целью уменьшения на их размер налогооблагаемых доходов. При этом у суда отсутствует право изменить избранный налогоплательщиком в установленном законом порядке режим налогообложения.

Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований или возражений.

Пунктом 5 статьи 200 АПК РФ определено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение.

При указанных обстоятельствах, оценив в совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, принимая во внимание, что в соответствии с уставом, налогоплательщик действует от своего имени, а не от имени членов ТСЖ, т. е. выступал в качестве самостоятельного субъекта правоотношений приобретающего и реализующего товары, работы, услуги, в том числе являлся самостоятельным исполнителем коммунальных услуг; действующее законодательство не содержит указания на безусловную квалификацию перечисляемых ТСЖ денежных средств за ресурсы в качестве целевых поступлений некоммерческого для ТСЖ характера; спорные платежи членов ТСЖ, поступающие на счет организации, являются выручкой от реализации работ (услуг) и, соответственно, должны учитываться в составе его доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.; налогоплательщик самостоятельно избрал для себя режим налогообложения, не позволяющий ему учитывать платежи, осуществляемые в адрес ресурсоснабжающих организаций, в составе расходов с целью уменьшения на их размер налогооблагаемых доходов, арбитражный апелляционный суд согласен с решением суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных ТСЖ «Развитие» требований о признании недействительным Решения Межрайонной ИФНС России № 13 по Московской области от 13.09.2016 № 46969 о привлечении товарищества к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ТСЖ «Развитие», о том, что суд первой инстанции сделал неправильный вывод о том, что на расчетный счет товарищества поступают спорные платежи от собственников-членов ТСЖ, квалифицировав их как выручка от реализации работ, услуг и не относятся к целевым поступлениям, отклонены арбитражным апелляционным судом.

Как следует из материалов дела, от собственников жилых и нежилых помещений налогоплательщиком была получена оплата за коммунальные услуги, услуги по содержанию и обслуживанию.

29.03.2016 налогоплательщиком в Инспекцию была представлена уточненная налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, согласно которой сумма полученного дохода за налоговый период составила 923 405 рублей.

В ходе камеральной налоговой проверки была установлена общая сумма полученных налогоплательщиком денежных средств – 9 793 868 рублей.

Из указанной суммы налоговым органом были исключены поступления на счет налогоплательщика в размере 5 323 607 рублей, среди которых возвращенные денежные средства, взносы на капитальный ремонт, средства социальной поддержки гражданам.

В силу ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Согласно пункту 1 статьи 346.18 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.

В силу ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, в составе доходов учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 НК РФ. Доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.

Статья 251 НК РФ содержит исчерпывающий перечень доходов, которые не учитываются в составе доходов при определении налоговой базы единого налога, уплачиваемого при применении УСН.

Согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.

Исходя из содержания п. 2 ст. 251 НК РФ, при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).

В пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ содержится исчерпывающий перечень видов целевых поступлений, а именно: при формировании налоговой базы по налогу на прибыль к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

В соответствии со ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется, исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Таким образом, плата собственников жилых помещений за коммунальные услуги, поступающие на счет управляющей организации, является выручкой от реализации работ (услуг) и, соответственно, должна учитываться в составе доходов при определении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции сделал необоснованный вывод о том, что собственники помещений приобретали ресурсы непосредственно у ТСЖ, также отклонены по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что, в соответствии с Уставом налогоплательщика, его целями деятельности являются, в том числе реализация собственниками жилых и нежилых помещений прав по ведению, пользованию и в установленных законодательством пределах, распоряжению общим имуществом, сохранение и приращение недвижимости в Товариществе, распределение между собственниками обязанностей по возмещению соответствующих издержек, обеспечение надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества, а также обеспечение коммунальными услугами собственников жилых и нежилых помещений.

Материалами дела подтверждается, что налогоплательщиком были заключены с ЗАО «Союз-Химки» договоры от 01.02.2010 № 02/10-2, от 01.03.2010 № 03/10-1 (теплоснабжение), с ОАО «Мосэнергосбыт» договор энергоснабжения от 15.07.2013 № 80031589, с МП «Химкинский водоканал» договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 13.01.2005 № 511, с ГУП МО «Мособлгаз» договор о поставке природного газа от 22.06.2015 № ВД- 80/15, договор по техническому обслуживанию газопроводов и газового оборудования от 03.12.2012 № 10-10IX, с ООО «Техкомплект» договоры о выполнении работ на лифтах от 30.12.2010 № 41, от 01.12.2015 № ТО-41, с ООО «Континенталь-Сервис» договоры на вывоз твердых бытовых отходов от 08.12.2014 № 64/15, от 26.1 1.2015 № 35/16, с ООО «Форвард-3 Охранные системы» договоры технического обслуживания от 01.06.2009 № 5, 6, с ООО «Бизон» договор от 18.06.2012 № 18/06, с ООО ЧОО «Бриз» договор от 01.01.2015 № 06-01/15.

От собственников жилых и нежилых помещений налогоплательщиком была получена оплата за коммунальные услуги, услуги по содержанию и обслуживанию.

Положения Устава ТСЖ «Развитие», а именно, пункт 3.3 предусматривает, что Товарищество может обладать обособленным имуществом, от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и обязанности, от своего имени совершать любые сделки, не противоречащие законодательству и Уставу, выступать истцом и ответчиком в суде.

В соответствии с пунктом 8.1 Устава Товариществу принадлежит право на выполнение работ и оказание услуг собственникам, а также пунктом 9.1.2 – обязанность по выполнению в порядке, предоставленном законодательством, договорных обязательств.

Таким образом, в соответствии с уставом, налогоплательщик действует от своего имени, а не от имени членов ТСЖ.

Кроме того, исходя из определения договора агентирования, содержащегося в ст. 1005 ГК РФ, предметом данного договора являются юридические и иные действия, которые правомочен совершать агент от своего имени или от имени принципала (и всегда за счет принципала).

Таким образом, в договорах ТСЖ «Развитие» с ресурсоснабжающими организациями отсутствует предмет агентского договора как существенного условия договора данного вида в силу закона.

Предусмотренная пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, возможность признать товарищество собственников жилья исполнителем коммунальных услуг соответствует нормам ЖК РФ, в частности, пункту 1 части 1 статьи 137, устанавливающему право товарищества заключать договоры об оказании коммунальных услуг, частям 5, 6 статьи 155 ЖК РФ, согласно которым члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, а собственники помещений, не являющиеся членами товарищества, вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья.

Товарищество собственников жилья как лицо, предоставляющие потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает его заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8 и 9, подпункты «а», «б» пункта 31, подпункт «а» пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354).

В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

Согласно подпункту «б» пункта 16 названных Правил № 491 надлежащее содержание общего имущества обеспечивается товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом): путем членства собственников помещений в указанных организациях – в соответствии с разделами V и VI ЖК РФ; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями – в соответствии с пунктом 2 статьи 138 ЖК РФ.

С учетом приведенных норм жилищного законодательства обязанность по внесению членами товариществ собственников жилья обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, возникает не в связи с членством в товариществе собственников жилья, а в связи с владением и пользованием имуществом в многоквартирном доме.

При указанных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что налогоплательщик в анализируемых правоотношениях с собственниками помещений и с ресурсоснабжающими организациями выступал в качестве самостоятельного субъекта правоотношений приобретающего и реализующего товары, работы, услуги, в том числе являлся самостоятельным исполнителем коммунальных услуг.

Кроме того, налогоплательщику следовало при определении режима налогообложения и его объекта учитывать не только льготный размер ставки налога, но и необходимость соблюдать положения налогового законодательства, содержащего определенное регулирование порядка учета поступающих платежей за коммунальные ресурсы, а также положения жилищного законодательства, содержащего гарантии собственникам помещений в части размера платы за коммунальные услуги, поставку ресурсов (воды, электроэнергии, газа и пр.).

Таким образом, в рассматриваемом случае налогоплательщик самостоятельно избрал для себя режим налогообложения, не позволяющий ему учитывать платежи, осуществляемые в адрес ресурсоснабжающих организаций, в составе расходов с целью уменьшения на их размер налогооблагаемых доходов.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ТСЖ «Развитие» и отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 29.06.2017 по делу № А41-16592/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в течение двух месяцев со дня его принятия.



Председательствующий
В. Ю. Бархатов

Судьи
В. Н. Семушкина
М. А. Немчинова

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно