8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление АС ВВО от 13.02.2017 № Ф01-6441/2016

Дело № А43-7552/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 09.02.2017.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т. В.,
судей Новикова Ю. В., Шемякиной О. А.,
без участия представителей

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального автономного общеобразовательного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 1» Краснобаковского района Нижегородской области на Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2016, принятое судьями Белышковой М. Б., Гущиной А. М., Москвичевой Т. В., по делу № А43-7552/2016 Арбитражного суда Нижегородской области по заявлению муниципального автономного общеобразовательного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 1» Краснобаковского района Нижегородской области (ИНН: 5219004446, ОГРН: 1025200868428) о признании недействительным решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснобаковскому району Нижегородской области (ИНН: 5219004534, ОГРН: 1025200867713)

и установил:

муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 1» Краснобаковского района Нижегородской области (далее – Образовательное учреждение, Школа) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным Решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснобаковскому району Нижегородской области (далее – Управление) от 29.12.2015 № 062V12150000373 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 05.08.2016 заявленное требование удовлетворено частично: решение Управления признано недействительным в части начисления 109 351 рубля пеней и 182 351 рубля штрафа. В удовлетворении остальной части заявленного требования Учреждению было отказано.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2016 решение суда первой инстанции отменено в части признании недействительным решения Управления о начислении пеней 109 351 рубля. В удовлетворении заявленного требования в отмененной части отказано.

Образовательное учреждение не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что пени за неуплату страховых взносов в данном случае начислению не подлежат, поскольку он руководствовался письменными разъяснениями Управления о применении пониженного тарифа страховых взносов. Кроме того, следствием выполнения страхователем письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов также являются осуществление Управлением возврата страховых взносов, отсутствие претензий по исчислению взносов в актах проверок.

Управление в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно изложенных в ней доводов, просило оставить жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.

Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Управление провело выездную проверку Образовательного учреждения по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, по результатам которой составило акт от 27.11.2015.

В ходе проверки установлено неправомерное применение пониженных тарифов страховых взносов в соответствии со статьей 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Рассмотрев материалы проверки, начальник Управления принял Решение от 29.12.2015 № 062V12150000373 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в виде взыскания штрафа в размере 182 351 рубля 52 копеек. В этом же решении Школе предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 256 872 рублей 34 копеек, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Фонд обязательного медицинского страхования – 654 885 рублей 29 копеек, и 109 351 рубль 12 копеек пеней.

Не согласившись с решением Управления, Школа обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Руководствуясь статьями 251, 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 25, 39, 43, 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», Арбитражный суд Нижегородской области частично удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу о наличии оснований для освобождения Образовательного учреждения от уплаты пеней и штрафа по страховым взносам.

Апелляционный суд, руководствуясь статьями 1, 25, 29 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», сделал вывод об отсутствии оснований для освобождения Образовательного учреждения от уплаты пеней, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции в части признания недействительным решения Управления о начислении пеней и отказал в удовлетворении заявленного требования в этой части.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В статье 58 Закона № 212-ФЗ определены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 – 2027 годов.

В силу части 3.4 статьи 58 Закона № 212-ФЗ в течение 2012 – 2014 годов тариф страховых взносов в льготном размере применялся для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 8, 10 – 12 части 1 указанной статьи.

Пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ право на применение пониженных тарифов предоставлено организациям и индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения, осуществляющим в качестве основного вида деятельности, в частности, деятельность в области образования (подпункт «с»).

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ (введенным в действие с 01.01.2012) право на применение пониженных тарифов предоставлено также некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющим упрощенную систему налогообложения и осуществляющим в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных частями 5.1 – 5.3 настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что Образовательное учреждение имеет организационно-правовую форму «муниципальное автономное учреждении».

Следовательно, в силу прямого указания закона (подпункт 11 пункта 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ) Образовательное учреждение не вправе применять пониженный тариф страховых взносов и на него не распространяются положения пункта 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ.

В соответствии с пунктами 1, 3, 5 статьи 25 Закона № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.

Таким образом, пеня по своей сути является компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения сумм обязательных платежей в случае задержки их уплаты и представляет собой дополнительный и обязательный платеж в бюджет.

Согласно части 9 статьи 25 Закона № 212-ФЗ не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у плательщика страховых взносов в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к расчетным (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).

В силу части 5 статьи 1 Закона № 212-ФЗ в целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ от 14.09.2009 «Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» имеет номер 731, а не 73.

На основании пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.09.2009 № 73 в целях единообразного применения Закона № 212-ФЗ Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации предоставлено право издавать разъяснения по вопросам уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации.

Кроме того, на основании пункта 3 части 3 статьи 29 Закона № 212-ФЗ разъяснять порядок исчисления и уплаты страховых взносов обязаны непосредственно органы Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации. При этом названные внебюджетные фонды могут давать разъяснения только в отношении тех страховых взносов, уплату которых они контролируют.

Апелляционный суд установил и материалами дела подтверждается, что в обоснование права на освобождение от уплаты пеней Образовательное учреждение сослалось на Письма Управления от 18.10.2012 № 01-07/4538, акты выездных проверок Фонда социального страхования Российской Федерации и на возврат Управлением страховых взносов по уточненным расчетам и заявлению страхователя.

Между тем, как правомерно указал апелляционный суд, представленные в материалы дела документы нельзя расценивать в качестве письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, отвечающим требованиям части 9 статьи 25 Закона № 212-ФЗ.

С учетом изложенного апелляционный суд правомерно отказал Образовательному учреждению в удовлетворении заявленного требования в части признания недействительным решения Управления о начислении пеней.

Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2016 по делу № А43-7552/2016 Арбитражного суда Нижегородской области оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального автономного общеобразовательного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 1» Краснобаковского района Нижегородской области – без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на муниципальное автономное общеобразовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 1» Краснобаковского района Нижегородской области.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.



Председательствующий
Т. В. Шутикова

Судьи
Ю. В. Новиков
О. А. Шемякина

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно