Курс ЦБ на 25 апреля 2024 года
EUR: 98.9118 USD: 92.5058 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление АС ВВО от 28.08.2017 № Ф01-3531/2017

Дело № А43-25263/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 23.08.2017.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
Председательствующего Шутиковой Т. В.,
судей Новикова Ю. В., Чижова И. В.
при участии представителя от заявителя: Пузырева А. А. (доверенность от 21.08.2017)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Воротынская центральная районная больница» на Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017, принятое судьями Белышковой М. Б., Захаровой Т. А., Москвичевой Т. В., по делу № А43-25263/2016 Арбитражного суда Нижегородской области по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Воротынская центральная районная больница» (ИНН: 5211000182, ОГРН: 1045206493485) о признании недействительными решений Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда по Воротынскому району Нижегородской области и Государственного учреждения – Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации и

установил:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Воротынская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ «Воротынская ЦРБ», Больница) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными Решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Воротынскому району Нижегородской области (далее – Управление) от 12.08.2016 № 062V12160001194 и решений Государственного учреждения – Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, филиала № 16 (далее – Региональное отделение) от 01.09.2016 № 20 и 39.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 08.12.2016 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Больница не согласилась с постановлением апелляционного суда и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суммы среднего заработка, выплаченные за счет средств федерального бюджета сотрудникам больницы за период их работы в военкомате в целях проведения медицинских осмотров, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем в рамках трудовых договоров, поэтому не подлежат обложению страховыми взносами. Заявитель также полагает, что срок давности привлечения его к ответственности истек.

В судебном заседании представитель ГБУЗ «Воротынская ЦРБ» подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе.

Управление и Региональное отделение в отзывах на кассационную жалобу возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.

Управление заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Региональное отделение, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.

Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Управление и Региональное отделение провели выездные проверки Больницы по вопросам правильности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, по результатам которых составили акты от 12.07.2016 № 062V12160001194, от 28.07.2016 № 41н/с, от 28.07.2016 № 41осс/внм/в.

В ходе проверки установлено, что страхователь не начислил страховые взносы на суммы среднего заработка, выплаченного врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, принимавшим участие в работе призывных комиссий по медицинскому осмотру и медицинскому освидетельствованию граждан.

По результатам проверки приняты решения Управления от 12.08.2016 № 062V12160001194 и Регионального отделения от 01.09.2016 № 39 и 20, которыми страхователь привлечен к ответственности в виде взыскания штрафа на основании части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В этих же решения Больнице предложено уплатить доначисленные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также соответствующие суммы пеней.

Больница не согласилась с принятыми Управлением и Региональным отделением решениями и обжаловало их в арбитражном суде.

Руководствуясь статьями 15, 16, 40, 56, 57, 129, 135, 164, 170 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», статьей 5 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 704, Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленные требования, признав незаконными оспариваемые решения органов контроля за уплатой страховых взносов.

Апелляционный суд, руководствуясь названными нормативными актами, отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд пришел к выводу о том, что средний заработок, сохраненный за медицинскими работниками на период выполнения ими государственных обязанностей по обеспечению проведения медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет, облагается страховыми взносами.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов – организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, перечисленным в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Закона).

Согласно части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов – организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, перечисленных в статье 9 настоящего Закона.

На основании пункта 1 статьи 20.1 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон № 125-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 20.1 Закона № 125-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 53-ФЗ) проведение мероприятий по медицинскому обследованию по первоначальной постановке на воинский учет и в других установленных случаях осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.

В пункте 2 названной статьи установлено, что гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступления на военную службу по контракту или поступления в мобилизационный людской резерв, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы.

При этом в силу пункта 7 статьи 1 Закона № 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

На основании подпункта 5 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 704 (далее – Правила № 704) компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.

Компенсация данных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета (пункт 3 Правил № 704).

В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей, если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Из приведенных норм следует, что средний заработок, сохраненный за медицинскими работниками на период выполнения ими государственных обязанностей по обеспечению проведения медицинского освидетельствования граждан в связи с постановкой их на воинский учет, призывом на военную службу по контракту, призывом на военные сборы, а также по медицинскому осмотру граждан, облагается страховыми взносами.

Суды установили и материалами дела подтверждается, что договорами от 09.01.2013 № 44 и от 09.01.2014 № 46, заключенными ГБУЗ «Воротынская ЦРБ» (исполнитель) и Военным комиссариатом Нижегородской области (заказчик), предусмотрена обязанность заказчика компенсировать расходы, понесенные исполнителем в проведении мероприятий по медицинскому освидетельствованию граждан в связи с постановкой на воинский учет, призывом на военную службу по контракту, призывом на военные сборы, а также по медицинскому осмотру граждан в соответствии с Правилами № 704.

Таким образом, правильным является вывод апелляционного суда о том, что ГБУЗ «Воротынская ЦРБ» обязано начислять страховые взносы на суммы среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, участвовавшим в работе призывных комиссий.

Довод заявителя жалобы об истечении срока давности привлечения его к ответственности в соответствии со статьей 45 Закона № 212-ФЗ подлежит отклонению в силу следующего.

На основании части 1 статьи 45 Закона № 212-ФЗ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).

В силу части 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (часть 2 статьи 10 Закона № 212-ФЗ).

В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (часть 4 статьи 15 Закона № 212-ФЗ).

В абзаце 3 пункта 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что поскольку исчисление налоговой базы и суммы налога осуществляется налогоплательщиком после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог, срок давности, определенный статьей 113 Кодекса, исчисляется в таком случае со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога.

Указанная правовая позиция Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации применима и к порядку привлечения к ответственности по страховым взносам (оОределение Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2017 № 307-КГ16-19377).

Соответственно, срок давности привлечения к ответственности за неуплату страховых взносов за 2012, 2013 годы на дату принятия оспариваемых решений (12.08.2016 и 01.09.2016) не истек.

С учетом изложенного апелляционный суд правомерно отказал Больнице в удовлетворении заявленных требований.

Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017 по делу № А43-25263/2016 Арбитражного суда Нижегородской области оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Воротынская центральная районная больница» – без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Воротынская центральная районная больница».

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.



Председательствующий
Т. В. Шутикова

Судьи
Ю. В. Новиков
И. В. Чижов

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно