Курс ЦБ на 20 апреля 2024 года
EUR: 99.5797 USD: 93.4409 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление АС СКО от 03.02.2017 № Ф08-38/2017

Дело № А15-693/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.02.2017.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе:
Председательствующего Воловик Л. Н.,
судей Драбо Т. Н. и Черных Л. А.,
в отсутствие в судебном заседании заявителя – индивидуального предпринимателя Ахмедпашаева Тагира Гаджиевича (ИНН 054502640349, ОГРНИП 304052236300042), заинтересованного лица – Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в Каякентском районе и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Республике Дагестан, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,

рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ахмедпашаева Тагира Гаджиевича на Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 11.08.2016 (судья Магомедова Ф. И.) и Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2016 (судьи Белов Д. А., Семенов М. У., Цигельников И. А.) по делу № А15-693/2016,

установил следующее.

ИП Ахмедпашаев Т. Г. (далее – предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан (далее – отделение, фонд) о признании недействительным Требования от 18.10.2015 № 01702040003565 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Определением от 21.03.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица суд привлек МИФНС России № 14 по Республике Дагестан (далее – инспекция, налоговый орган).

Решением от 11.08.2016, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 26.10.2016, суд отказал в удовлетворении заявленного предпринимателем требования.

Судебные акты мотивированы доказанность фондом законности выставленного требования, поскольку из системного толкования статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), действовавшего в спорном периоде времени (до 01.01.2017) и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, величиной дохода является сумма фактически полученного им дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период. При этом налоговые вычеты, предусмотренные главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации, не учитываются.

В кассационной жалобе и дополнении к ней предприниматель просит судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленного требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы материального и процессуального права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Предприниматель указывает, что фондом неверно исчислена сумма дохода, полученная предпринимателем в спорном периоде, на которую начислены страховые взносы. Доход от предпринимательской деятельности за 2014 год составил менее 300 тыс. рублей за год (расчетный период), а именно 73 648 рублей. Исчислять к уплате страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2014 год необходимо в соответствии с пунктом 1 части 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, поскольку положения пункта 1 части 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо применять во взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации, оценивать доход предпринимателя исходя из извлеченной им экономической выгоды, то есть с учетом суммы налоговых вычетов. Суды не учли обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения данного дела. Предприниматель ссылается на правовой подход, сформированный в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда» (далее – Постановление № 27-П).

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан, по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, предприниматель состоит на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя и является плательщиком налога на доходы физических лиц.

На основании представленных налоговым органом сведений, согласно которым доход предпринимателя от предпринимательской деятельности в 2014 году составил 14 359 029 рублей, фонд выставил предпринимателю Требование от 18.10.2015 № 01702040003565 об уплате в срок до 03.10.2015-121 034 рублей 56 копеек недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (страховая часть), 50 рублей 70 копеек пеней.

Полагая, что оспариваемое требование фонда является незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.

Принимая судебные акты по делу, суды указали на соответствие оспариваемого требования фонда нормам действовавшего в спорном периоде законодательства и отсутствии нарушения им прав и законных интересов предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом суды исходили из того, что уменьшение доходов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 14 Закона № 212-ФЗ, на налоговые вычеты необходимо для определения величины налогооблагаемой базы по НДФЛ (пункт 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации), по смыслу которой понятие «налоговая база» в случае применения вычетов не равнозначно понятию «величина полученного дохода». Для целей исчисления страховых взносов применяется сумма фактически полученного дохода от осуществления предпринимательской деятельности за год без учета расходов, связанных с его получением. Формирование пенсионных прав не должно увязываться с конечным результатом предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей за год (прибыль, убыток). Вывод судов о том, что фонд правомерно начислил предпринимателю страховые взносы, пени и штрафы в соответствии с информацией, представленной налоговым органом, согласно которой доход заявителя от предпринимательской деятельности в 2014 году составил 14 359 029 рублей, с учетом ограничений по размеру страховых взносов, предусмотренных пунктом 2 части 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ и обоснованно выставил предпринимателю оспариваемое требование, является недостаточно обоснованным.

В силу части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Статьей 14 Закона № 212-ФЗ определен порядок исчисления размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также сроки их оплаты в случае прекращения деятельности индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода.

Частями 1, 2 статьи 18 Закона № 212-ФЗ установлено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном Законом № 212-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 статьи 14 Закона № 212-ФЗ.

В силу части 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ расчет по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 тыс. рублей, в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз; в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 тыс. рублей, в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, плюс 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 тыс. рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.

Согласно части 6 статьи 14 Закона № 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.

Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (часть 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ).

При выявлении недоимки по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки обязан направить страхователю требование об уплате недоимки, под которым частью 1 статьи 22 Закона № 212-ФЗ понимается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на Закон № 212-ФЗ, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховые взносы (часть 2 статьи 22 Закона № 212-ФЗ).

Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 4 Постановления № 27-П указал, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что согласно пункту 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 которой определено, что исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

При этом при исчислении налоговой базы и суммы НДФЛ федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации).

Соответственно, хотя налоговое законодательство Российской Федерации и не использует понятие «прибыль» применительно к налоговой базе для расчета НДФЛ, доход для целей исчисления и уплаты НДФЛ для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.

Само указание в пункте 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» на необходимость учета дохода в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, которая может применяться только в системной связи с пунктом 1 статьи 221 Кодекса, свидетельствует о намерении федерального законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как валовой доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Суды установили, что согласно информации, представленной налоговым органом, доход заявителя от предпринимательской деятельности в 2014 году составил 14 359 029 рублей, в связи с чем фонд начислил к уплате страховые взносы (страховую часть) в сумме 121 034 рублей 56 копеек с учетом ограничений по размеру страховых взносов, предусмотренных пунктом 2 части 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ и уплаченной предпринимателем суммы страховых взносов (17 328 рублей 48 копеек).

Судебные инстанции установили, что расчет страховых взносов произведен фондом от суммы полученного предпринимателем в 2014 году дохода, при этом суды не указали, были ли при этом учтены расходы, понесенные предпринимателем при осуществлении хозяйственной деятельности в спорном периоде.

Вопрос о фактически произведенных и документально подтвержденных предпринимателем расходах, непосредственно связанных с извлечением им дохода в 2014 году, судебные инстанции не исследовали, а, следовательно, не установили фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия правильного решения по данному делу.

Поскольку суд кассационной инстанции в силу положений статьей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не наделен полномочиями по исследованию, оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, выяснить и исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства и доводы участвующих лиц в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 274, 286289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 11.08.2016 и Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2016 по делу № А15-693/2016 отменить.

Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



Председательствующий
Л. Н. Воловик

Судьи
Т. Н. Драбо
Л. А. Черных

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно