Курс ЦБ на 28 марта 2024 года
EUR: 100.27 USD: 92.5919 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление АС ПО от 08.08.2014 по делу № А72-16962/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 05.08.2014.
Полный текст постановления изготовлен 08.08.2014.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
Председательствующего судьи Гариповой Ф. Г.,
судей Мухаметшина Р. Р., Ольховикова А. Н.,
при участии представителя ответчика – Макарова Д. П. (доверенность от 10.01.2014),
в отсутствие заявителя – извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска на Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.03.2014 (судья Каргина Е. Е.) по делу № А72-16962/2013 по заявлению потребительского общества жилищно-строительного кооператива «Ветеран», г. Ульяновск (ОГРН 1027301494340, ИНН 7327016650) о признании незаконным Решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска от 01.10.2013 № 29582,

установил:

потребительское общество жилищно-строительный кооператив «Ветеран», г. Ульяновск (далее – ЖСК «Ветеран», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным Решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска (далее – ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска, налоговый орган, инспекция) от 01.10.2013 № 29582 в части доначисления единого налога в сумме 100 268 рублей, пени в сумме 5 049 рублей, штрафа по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 16 711 рублей и снижении штрафных санкций по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации до 10 рублей (с учетом уточнения требования).

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.03.2014 уточнение заявления принято. Признано недействительным Решение ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска от 01.10.2013 № 29582 в части наложения на заявителя штрафа по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 3 177 рублей 85 копеек, доначисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 100 268 рублей, начисления соответствующих сумм пени и санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Заявление по эпизоду, связанному с уменьшением санкций по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации до 10 рублей, оставлено без рассмотрения.

Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой в суд апелляционной инстанции.

Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2014 апелляционная жалоба инспекции на Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.03.2014 возвращена ввиду отказа в восстановлении пропущенного налоговым органом срока подачи апелляционной жалобы.

В кассационной жалобе ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска с принятым по делу решением суда первой инстанции не согласилась, просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ЖСК «Ветеран». При этом налоговый орган полагает, что судом неправильно применены нормы материального права, поскольку суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет ЖСК, должны учитываться в составе его доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В отзыве на кассационную жалобу ЖСК «Ветеран» возражает против доводов инспекции и просит обжалованные ею судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения. Также заявитель ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для отмены либо изменения обжалованного судебного акта исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка уплаты ЖСК «Ветеран» налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) на основании налоговой декларации от 24.04.2013 за 2012 год.

По результатам налоговой проверки инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 07.08.2013 № 29435 и принято Решение от 01.10.2013 № 29582 о привлечении ЖСК «Ветеран» к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафов в общей сумме 20 889 рублей 25 копеек. Кроме того, заявителю доначислен налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, в сумме 100 268 рублей, начислены соответствующие пени в сумме 5 045 рублей 99 копеек.

Руководствуясь Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 10.06.2009 № 03-11-06/2/98, по результатам проверки упомянутой декларации налоговый орган пришел к выводу о том, что платежи, полученные заявителем от членов жилищно-строительного кооператива в оплату услуг (работ) по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории, технической инвентаризации жилого дома, содержания и текущего ремонта жилых и нежилых помещений, а также плата за коммунальные услуги не обложены налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН, чем нарушены подпункт 1 пункта 1.1 статьи 346.15, пункт 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области Решение инспекции от 01.10.2013 № 29582 утверждено.

Не согласившись с указанным решением инспекции, ЖСК «Ветеран» оспорило его в судебном порядке. При этом заявителем отмечено, что ЖСК «Ветеран» является некоммерческой организацией, действующей в соответствии с законом о товариществах собственников жилья. Как указано заявителем, имущество ЖСК, формируемое за счет вступительных и иных взносов, обязательных платежей членов товарищества, является не собственностью товарищества, а принадлежит членам ЖСК, соответственно, облагать налогом вступительные и иные взносы, обязательные платежи, которые члены ЖСК переводят на расчетный счет ЖСК для удовлетворения личных потребностей по содержанию собственного жилья при взаимодействии с энергоснабжающими и коммунальными организациями, неправомерно.

Удовлетворяя требования ЖСК «Ветеран» в заявленной части, Арбитражный суд Ульяновской области пришел к выводу о том, что целевые взносы на содержание ЖСК не являются реализацией и не образуют налоговую базу.

При этом судом установлено, что ЖСК «Ветеран» с 01.01.2011 применяет УСН с объектом налогообложения «доходы» на основании заявления о переходе на УСН, представленного в налоговый орган 26.11.2010.

В налоговой декларации от 24.04.2013 объект налогообложения ЖСК «Ветеран» заявлен как «доходы минус расходы», при этом доходы составили 1 671 131 рубль, расходы – 1 646 754 рубля, налоговая база для исчисления налога отражена в сумме 24 377 рублей, исчислен минимальный налог в сумме 16 711 рублей.

Согласно пункту 2 статьи 151 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав средств ЖСК входят обязательные платежи, вступительные и иные взносы членов товарищества.

В силу статьи 17 Федерального закона от 15.06.1996 № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» к обязательным платежам относятся оплата водо-, тепло-, газо-, электроснабжения, горячего водоснабжения, канализации, иных коммунальных услуг, услуг по содержанию и ремонту общего имущества. Размеры этих платежей для каждого домовладельца устанавливаются ТСЖ на основе принятого годового бюджета товарищества и с учетом доли участия каждого домовладельца.

В соответствии с пунктом 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены ЖСК вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг.

На основании пункта 8 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации ЖСК обязано представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.

Согласно пункту 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества. Но при этом в системе договорных отношений с энергоснабжающими организациями ЖСК выступает на условиях представительства (пункт 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исследовав материалы дела, суд установил, что в данном случае ЖСК «Ветеран» не выполняет функцию перепродавца, поставщика ресурсов (работ, услуг), т. е. не формирует выручку от их реализации.

Из материалов дела не следует, что деятельность ЖСК «Ветеран» носит коммерческий характер, так как заявитель не преследует целью извлечение прибыли в качестве уставной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между своими членами.

Налоговым органом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано, что сумма поступивших от жильцов жилищно-коммунальных платежей является доходом заявителя.

При данных обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу о том, что целевые взносы на содержание ЖСК не являются реализацией и не образуют налоговую базу, соответственно, инспекцией неправомерно была доначислена сумма налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, а также соответствующие суммы пени и штрафа.

Поскольку инспекция неверно определила сумму налога, подлежащую уплате заявителем в 2012 году, то оспариваемое решение инспекции в части привлечения заявителя к ответственности в виде взыскания штрафа по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации правомерно признано судом недействительным.

Ссылка налогового органа в кассационной жалобе на судебные акты Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа является несостоятельной, поскольку данные акты приняты в отношении управляющих компаний, которые специально созданы для оказания коммерческих услуг собственникам жилья по управлению жилыми домами и поставкам соответствующих коммунальных услуг.

Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.03.2014 по делу № А72-16962/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



Председательствующий судья
Ф. Г. Гарипова

Судьи
Р. Р. Мухаметшин
А. Н. Ольховиков

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно