Курс ЦБ на 19 апреля 2024 года
EUR: 100.532 USD: 94.0922 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление ФАС СКО от 05.05.2008 № Ф08-1955/2008

Дело № А15-1593/2007

(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
в отсутствие заявителя – Государственного учреждения «Каспийское пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации»,
заинтересованного лица – Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Дагестан,
третьего лица – Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания,

рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Дагестан
на Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 18.02.2008 по делу Арбитражного суда Республики Дагестан № А15-1593/2007,

установил следующее.

Государственное учреждение «Каспийское пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации» (далее – учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Дагестан (далее – управление) с заявлением о признании незаконными пункта 11 акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности учреждения от 26.06.2007 и представления от 13.07.2007 № 03-02-20/1043 по устранению выявленных нарушений. В обоснование требований указано, что оспариваемые положения акта и представления противоречат действующему законодательству и нарушают права заявителя.

Определением от 16.10.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан (т. 1, л. д. 138 – 139).

Определением Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.12.2007 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации со ссылкой на то, что спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Суд указал, что оспариваемые документы не нарушают права заявителя, носят информационный характер, не порождают каких-либо правовых последствий (т. 2, л. д. 33 – 36).

Постановлением апелляционного суда от 18.02.2008 определение от 14.12.2007 отменено, дело направлено в первую инстанцию для рассмотрения спора по существу. Апелляционный суд указал на ошибочность вывода суда первой инстанции о неподведомственности спора арбитражному суду. Оспариваемое представление влечет правовые последствия, поскольку невыполнение предложенных в нем мер является основанием для применения к учреждению других мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Законность оспариваемого представления и выводов, указанных в акте ревизионной комиссии, подлежит проверке арбитражным судом (т. 2, л. д. 77 – 82).

В кассационной жалобе управление просит отменить Постановление апелляционного суда от 18.02.2008 и оставить в силе определение от 14.12.2007. По мнению заявителя, оспариваемые акт ревизии и представление не нарушают прав и законных интересов учреждения, не возлагают на учреждение каких-либо обязанностей и не создают иных препятствий для осуществления экономической деятельности.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобу следует оставить без удовлетворения.

Из материалов дела видно, что управление провело ревизию расходования средств федерального бюджета, предназначенных на содержание учреждения. Проверкой установлено нарушение учреждением части 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 42 Федерального закона от 21.07.2005 № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд». Результаты ревизии оформлены актом от 26.06.2007.

По результатам проверки управление вынесло представление от 13.07.2007 № 03-02-20/1043, согласно которому учреждению предложено принять меры по устранению выявленных нарушений; при закупке товаров, работ и услуг соблюдать требования Федерального закона от 21.07.2005 № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд»; привлечь к ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях.

Считая, что акт ревизии и представление нарушают его права и создают препятствия для осуществления экономической деятельности, учреждение обратилось в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправлении, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Деятельность получателя по расходованию бюджетных средств, выделенных на его содержание, по существу, является экономической.

Оспариваемым представлением учреждению предложено принять меры по устранению выявленных нарушений; при закупке товаров, работ и услуг соблюдать требования закона; а также привлечь к ответственности виновных лиц за допущенные нарушения. Таким образом, представление от 13.07.2007 возлагает на заявителя определенные обязанности в сфере экономической деятельности, в связи с чем спор о признании этого представления недействительным подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Кассационная инстанция считает несостоятельным довод управления о том, что оспариваемое представление является обязательным для рассмотрения, а не для исполнения. В качестве критерия подведомственности спора о признании недействительным ненормативного акта арбитражному суду законодатель установил, в частности, возложение этим актом на заинтересованное лицо какой-либо обязанности. При этом в части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не конкретизирована сама обязанность, возложение которой свидетельствует о подведомственности спора арбитражному суду. Следовательно, не имеет значения, какая обязанность возложена на учреждение оспариваемым представлением: обязанность по перечислению денежных средств (по исполнению представления) или обязанность по рассмотрению представления. В любом случае представление создает для учреждения препятствия в сфере экономической деятельности.

Акт ревизии не является ненормативным правовым актом, поскольку он не носит властно обязывающее предписание для лица, в отношении которого он вынесен. Данный документ является носителем информации в отношении результатов проверки и не содержит указаний для осуществления каких-либо действий, поэтому он не подлежит оспариванию в суде. Однако установление факта нарушения бюджетного законодательства невозможно без исследования и оценки обстоятельств, установленных актом ревизии. Спор по существу суд первой инстанции не рассмотрел.

С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого Постановления апелляционного суда.

Руководствуясь статьями 284, 286289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 по делу Арбитражного суда Республики Дагестан № А15-1593/07 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно