Курс ЦБ на 3 мая 2024 года
EUR: 98.6447 USD: 92.0538 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

«О правомерности применения ресурсноснабжающими организациями вычетов по НДС в отношении товаров (работ, услуг), оплаченных за счет субсидий»

Федеральная налоговая служба в связи с письмом по вопросу правомерности применения вычетов ресурсноснабжающими организациями по налогу на добавленную стоимость в отношении товаров (работ, услуг), оплаченных за счет субсидий, сообщает следующее.

Как следует из запроса, ресурсноснабжающие организации (далее – налогоплательщики, организации) оказывают услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения на территории Иркутской области и применяют регулируемые тарифы на такие услуги, утвержденные Службой по тарифам Иркутской области, в связи с чем получают субсидии из регионального бюджета.

Порядок предоставления субсидий указанной категории организаций регулируется Постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015 № 439-пп «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло– и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод» (далее – Постановление Иркутской области № 439-пп ).

При этом отдельным ресурсоснабжающим организациям, в отношении которых приняты решения о предоставлении субсидии на выпадающие доходы, предоставляется субсидия на приобретение топлива в летний период (в период навигации) в целях подготовки к отопительному сезону в количестве, необходимом для бесперебойного оказания услуг теплоснабжения и водоснабжения населению (северный завоз).

В этой связи Правительством Иркутской области принято постановление от 10.07.2014 № 336-пп «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях финансового обеспечения затрат, связанных с приобретением и доставкой топливно-энергетических ресурсов для оказания услуг в сфере электро-, газо-, тепло– и горячего водоснабжения» (далее – Постановление Иркутской области № 336-пп ).

Согласно разъяснениям Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, направленным в адрес УФНС России по Иркутской области Письмом от 19.04.2018 № 02-58-2719/18 (далее – письмо Министерства), внедрение Постановления Иркутской области № 336-пп вызвано необходимостью осуществления авансирования ресурсоснабжающим организациям субсидии по возмещению недополученных доходов на цели, связанные с приобретением и доставкой топлива, рассматривать топливную субсидию как субсидию в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров безосновательно. Она является неотъемлемой частью субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов.

В этой связи пунктом 16 Постановления Иркутской области № 439пп установлено, что при заключении Соглашения на предоставление субсидий в целях возмещения недополученных доходов из общего объема субсидии исключаются суммы расходов на приобретение и доставку топливно-энергетических ресурсов, подлежащих возмещению за счет средств областного бюджета в соответствии с Постановлением Иркутской области № 336-пп .

Таким образом, из вышеуказанных нормативных правовых актов следует, что при заключении Соглашения с ресурсоснабжающей организацией о предоставлении субсидии в целях возмещения недополученных доходов общий объем субсидий уменьшается на суммы субсидий, предоставляемых на финансовое обеспечение затрат, связанных с приобретением топлива в соответствии с Постановлением Иркутской области № 336пп .

Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено два вида субсидии, а именно:

субсидия на возмещение (финансовое обеспечение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров;

субсидия на возмещение недополученных доходов.

Согласно Разъяснениям Минфина России от 02.04.2018 № 03-07-15/20870 , доведенным до налоговых органов Письмом ФНС России от 03.04.2018 № СД-4-3/6286@ , если налогоплательщик получает субсидии на возмещение затрат (предстоящих затрат) на оплату (предстоящую оплату) товаров (работ, услуг) с учетом предъявленного НДС, то суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), вычету не подлежат (либо подлежат восстановлению) (пункт 2.1 , подпункт 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса ).

При этом в указанном письме Минфина России также отмечается, что в случае получения налогоплательщиком субсидий в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным налогоплательщиками за счет указанных субсидий, подлежат вычету в порядке и на условиях, установленных статьями 171 и 172 Кодекса , то есть в общем порядке.

При этом ограничений на применение вычетов по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет указанных субсидий, положениями Кодекса не предусмотрено.

Таким образом, на основании положений Бюджетного кодекса и Налогового кодекса Российской Федерации субсидии на возмещение затрат и субсидии на недополученные доходы имеют различное правовое регулирование (то есть если субсидия выделяется на возмещение затрат с учетом НДС, то вычеты отсутствуют, если субсидия получена на недополученные доходы – то вычеты применяются в общем порядке).

Также не имеет правого значения, на какие цели расходуются субсидии, полученные на недополученные доходы (на оплату товаров поставщикам, на выплату заработной платы, на инвестиционную деятельность и т.д.).

В рассматриваемой ситуации субсидии на возмещение затрат на приобретение топлива предоставляются налогоплательщику в рамках общей суммы субсидий, получаемой этим налогоплательщиком из регионального бюджета в целях возмещения недополученных доходов, а также письмом Министерства, согласно которому рассматривать топливную субсидию как субсидию в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров безосновательно.

С учетом изложенного, субсидии на возмещение затрат, связанных с приобретением и доставкой топливно-энергетических ресурсов, по своему экономическому смыслу являются составной частью общего объема субсидий, предоставляемых в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением этим налогоплательщиком государственных регулируемых цен при реализации услуг теплоснабжения и водоснабжения, в связи с чем для целей НДС субсидии на возмещение затрат не могут иметь самостоятельного правового регулирования, предусмотренного пунктом 2.1 , подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса .

Следовательно, нормы пункта 2.1 , подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса в данном конкретном случае не применяются.

Таким образом, суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком за счет субсидий на возмещение расходов на приобретение и доставку топливно-энергетических ресурсов, являющихся составной частью общего объема субсидий, предоставляемых на возмещение недополученных доходов, на основании положений статей 171 и 172 Кодекса подлежат вычету.

При этом не имеет значение тот факт, что для получения суммы субсидий на возмещение расходов на приобретение топлива налогоплательщик представляет в Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области документы, подтверждающие понесенные расходы с учетом НДС.



Действительный
Государственный советник
Российской Федерации
3-го класса
Д. С. Сатин

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно