Курс ЦБ на 5 мая 2024 года
EUR: 98.5602 USD: 91.6918 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

«О представлении бюджетной отчетности; об осуществлении администратором доходов бюджетных полномочий; о ведении МУП учета при осуществлении капитальных вложений в объекты муниципальной собственности»

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее – Департамент) рассмотрел письмо от 21 апреля 2021 г. (далее – Письмо) и сообщает.

В силу положений Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» Министерством финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, а также не даются разъяснения действующего законодательства Российской Федерации и практики его применения.

Учитывая, что суть вопроса сводится к выполнению функций должностного лица, сообщаем, что подобный запрос следует направлять надлежащим образом оформленным (на бланке органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного (муниципального) учреждения, иного юридического лица с подписью лица, на то уполномоченного).

Вместе с тем Департамент считает необходимым отметить следующее.

По вопросу 1

Единая методология бюджетного учета и бюджетной отчетности определяется федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н), Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее – Инструкция № 162н), Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н (далее – Инструкция № 191н).

Согласно пункту 71 Инструкции № 157н земельные участки, на которые государственная собственность не разграничена, вовлекаемые уполномоченными органами власти (органами местного самоуправления) в хозяйственный оборот, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются на соответствующем счете аналитического учета счета 10300 «Непроизведенные активы» на основании документов, подтверждающих права пользования земельными участками.

При этом в соответствии с пунктом 16 Инструкции № 162н принятие к бюджетному учету земельного участка, по которому собственность не разграничена, вовлекаемого уполномоченным органом власти (органом местного самоуправления) в хозяйственный оборот, отражается указанным органом власти по дебету счета 010313330 «Увеличение прочих непроизведенных активов – недвижимого имущества учреждений» и кредиту счета 140110199 «Прочие неденежные доходы от безвозмездных поступлений» по кадастровой стоимости земельного участка, а при отсутствии кадастровой стоимости земельного участка – по стоимости, рассчитанной исходя из наименьшей кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка, граничащего с объектом учета, либо при невозможности определения такой стоимости – в условной оценке, один квадратный метр – 1 рубль.

Согласно пункту 166 Инструкции № 191н в графе 7 Сведений о движении нефинансовых активов (ф. 0503168) отражаются показатели суммы поступлений объектов нефинансовых активов, вложений в нефинансовые активы в результате принятия к учету ранее неучтенных объектов по результатам инвентаризации на основании данных по дебетовым оборотам счетов учета нефинансовых активов, корреспондирующих со счетом 140110199 «Прочие неденежные доходы от безвозмездных поступлений».

Учитывая вышеизложенное, раскрытие показателя принятых к учету земельных участков, собственность на которые не разграничена и которые впервые вовлекаются в хозяйственный оборот, следует осуществлять, по мнению Департамента, как по результатам инвентаризации, так и на основании принятого уполномоченным органом решения о вовлечении их в хозяйственный оборот в графе 5 Сведений о движении нефинансовых активов (ф. 0503168) с дополнительным раскрытием информации в графе 7 Сведений о движении нефинансовых активов (ф. 0503168).

Указанная позиция на аналогичный запрос была ранее направлена письмом Минфина России от 7 мая 2021 г. № 02-06-10/36003 (копия прилагается).

По вопросу 2

Инструкция № 191н устанавливает порядок составления и представления главными распорядителями бюджетных средств (распорядителями (получателями) бюджетных средств), главными администраторами, администраторами доходов бюджетов, главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджетов, финансовыми органами публично-правовых образований, органами Федерального казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности.

Пунктом 8 Инструкции № 191н определено, что при отсутствии числового значения всех показателей, предусмотренных формой бюджетной отчетности, утвержденной Инструкцией № 191н, такая форма отчетности не составляется, информация о чем подлежит отражению в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160) за отчетный период.

Полный состав информации, раскрываемой в Пояснительной записке (ф. 0503160), формируемой в составе бюджетной отчетности субъектом отчетности, приведен в пункте 152 Инструкции № 191н.

Согласно пункту 1 статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.

Пунктом 2 статьи 264.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлена обязанность представления одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета пояснительной записки к нему, содержащей анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности и сведения о выполнении государственного (муниципального) задания и (или) иных результатах использования бюджетных ассигнований.

Следует отметить, что положения Инструкции № 191н не определяют состав сведений, раскрываемых в пояснительной записке к годовому отчету об исполнении бюджета, представляемой на утверждение (внешнюю проверку). Вместе с тем консолидированная Пояснительная записка (ф. 0503160), составленная финансовым органом, в рамках Инструкции № 191н, по мнению Департамента, может служить основой для составления пояснительной записки к годовому отчету об исполнении бюджета.

По вопросу 3

Порядок составления Сведений о дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) установлен пунктом 167 Инструкции № 191н.

Указанным пунктом Инструкции № 191н предусмотрено, что Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) составляются раздельно по дебиторской и по кредиторской задолженности и по видам деятельности (деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность), деятельность со средствами во временном распоряжении).

Одновременно пунктом 167 Инструкции № 191н не установлено требование по раскрытию информации по кредиторской задолженности по соответствующим счетам аналитического учета счета 30401 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение» в Сведениях о дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169).

Учитывая изложенное, Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) в рамках деятельности со средствами во временном распоряжении в части показателей иных расчетов (счета 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами», 020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам») (при наличии) формируются.

По вопросам 4 и 5

Согласно пункту 2 Инструкции № 191н месячная бюджетная отчетность составляется на первое число месяца, следующего за отчетным.

Для составления бюджетной отчетности за текущий отчетный год в части форм бюджетной отчетности, имеющих периодичность – месячная, исключения Инструкцией № 191н не предусмотрены.

Соответственно, Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184), и Отчет (ф. 0503128), содержащий данные о принятии и исполнении получателями бюджетных средств бюджетных обязательств в ходе реализации национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов) (Отчет (ф. 0503128-НП), составляются по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, в соответствии с положениями Инструкции № 191н.

По вопросу 6

Согласно пункту 174 Инструкции № 191н в Сведениях об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета (ф. 0503296) раскрываются обобщенные за отчетный период данные об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета.

Согласно пункту 74.1 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н (далее – Инструкция № 33н), в Сведениях об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295) раскрываются обобщенные за отчетный период данные об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения.

Понятие «судебное решение» приведено, например, в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (статья 194), Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (статья 167), иных нормативных правовых актах.

Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти и в силу статьи 10 Конституции Российской Федерации не относится к судебной власти.

По вопросу 7

Инструкция № 191н устанавливает порядок составления и представления главными администраторами, администраторами доходов бюджетов годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности и не регулирует вопросы наделения бюджетными полномочиями администраторов доходов.

Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов осуществляет бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения, в частности – в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющими их полномочиями администратора доходов бюджета.

По вопросу 8

Согласно статье 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации муниципальным унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве хозяйственного ведения у этих предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Муниципальные унитарные предприятия осуществляют ведение бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении на основании соглашений полномочий муниципального заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования муниципальных контрактов от лица органов местного самоуправления, являющихся муниципальными заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности и получают бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости муниципальной собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств.

В случае если муниципальному унитарному предприятию не переданы на основании соглашения полномочия муниципального заказчика, но предоставлена субсидия на осуществление капитальных вложений, ведение бухгалтерского учета операций при осуществлении капитальных вложений в объекты муниципальной собственности Российской Федерации указанными унитарными предприятиями осуществляется обособленно согласно Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и правилам бухгалтерского учета, применяемым экономическими субъектами, не относящимися к организациям бюджетной сферы.

Согласно пункту 74 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н, принятие к учету финансовых вложений в уставный фонд муниципального унитарного предприятия уполномоченным органом отражается по дебету счета 120432530 «Увеличение участия в государственных (муниципальных) предприятиях» и кредиту счета 121532630 «Уменьшение вложений в государственные (муниципальные) предприятия».

Дополнительно сообщаем, что Министерством финансов Российской Федерации созданы условия, обеспечивающие доступ всех заинтересованных пользователей к текстам нормативных правовых актов и методических рекомендаций по их применению, разрабатываемых департаментами Министерства финансов Российской Федерации.

Тексты нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, с учетом последних изменений размещены на официальном сайте Министерства финансов Российском Федерации в разделе «Бюджет / Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора».

Интернет-адрес сайта – https://minfin.gov.ru/ru/.




Заместитель директора Департамента
бюджетной методологии
и финансовой отчетности
в государственном секторе
С. В. Сивец

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно