«О представлении и заполнении СНТ расчета по страховым взносам при отсутствии выплат физлицам»
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, поступившее на официальный сайт Минфина России, и по вопросу о правомерности представления в налоговые органы отчетности садоводческими некоммерческими товариществами, председатели которых не получают заработную плату, сообщает следующее.
Исходя из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности организации.
Пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов – организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, в рамках трудовых отношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пунктом 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» лица, работающие по трудовому договору, относятся к застрахованным лицам по обязательному пенсионному страхованию, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному медицинскому страхованию.
Исходя из положений статьи 16 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 217-ФЗ) органами управления садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества являются общее собрание его членов, правление товарищества, председатель товарищества, который избирается общим собранием его членов.
В соответствии со статьей 17 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.
Таким образом, поскольку на председателя товарищества и правление товарищества (статьи 18 и 19 Федерального закона № 217-ФЗ) возложено выполнение определенных функций на этих выборных должностях, то их деятельность можно отнести к трудовой деятельности физического лица.
Пунктом 7 статьи 431 Налогового кодекса предусмотрена обязанность плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представлять в установленном порядке не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту учета Расчет.
Обращаем внимание, что Налоговым кодексом не предусмотрено освобождение от исполнения обязанности плательщика страховых взносов по представлению Расчетов в случае отсутствия выплат физическим лицам по договорам, указанным в пункте 1 статьи 420 Налогового кодекса.
Представляя Расчеты с нулевыми показателями, плательщик заявляет в налоговый орган об отсутствии в конкретном отчетном (расчетном) периоде выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, являющихся объектом обложения страховыми взносами, и, соответственно, об отсутствии сумм страховых взносов, подлежащих уплате за этот же отчетный (расчетный) период.
Кроме того, представляемые Расчеты с нулевыми показателями позволяют налоговым органам отделить недобросовестных плательщиков, которые нарушают установленный Налоговым кодексом срок для представления Расчетов, от плательщиков, не производящих в конкретном отчетном периоде выплат и иных вознаграждений физическим лицам и не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, и, следовательно, не применять к данным плательщикам способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате страховых взносов, установленные статьей 76 Налогового кодекса (в частности, в виде приостановления операций плательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств), а также не привлекать к ответственности, предусмотренной статьей 119 Налогового кодекса.
Таким образом, в случае отсутствия у садоводческих некоммерческих товариществ выплат в пользу физических лиц в течение того или иного расчетного (отчетного) периода они обязаны представить в установленный срок в налоговые органы Расчет с нулевыми показателями.
Вместе с тем в целях снижения административной нагрузки, связанной с представлением в налоговый орган отчетности по страховым взносам, для плательщиков страховых взносов, которые не производят выплаты своим работникам, в настоящее время упрощен порядок заполнения формы Расчета, разработанной ФНС России и согласованной Минфином России.
В частности, форма Расчета, утвержденная Приказом ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@ «Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка ее заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме и о признании утратившим силу Приказа Федеральной налоговой службы от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@», предусматривает для таких плательщиков заполнение:
– титульного листа;
– раздела 1 без приложений, с указанием в строке 001 «Тип плательщика» кода 2 для плательщиков, которые в последние три месяца расчетного (отчетного) периода фактически не осуществляли выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (в отношении всех работников), с проставлением во всех строках, где отражаются суммовые показатели, «0» («ноль») (пункты 2.18 и 4.2 Порядка заполнения Расчета);
– раздела 3 с указанием в подразделе 3.1 данных о каждом физическом лице, с проставлением прочерка в строке 010, а также в строках 120 – 210 подраздела 3.2 (пункт 20.2 Порядка заполнения Расчета).
Заместитель директора
Департамента налоговой политики
В. А. Прокаев