Курс ЦБ на 12 мая 2024 года
EUR: 98.9461 USD: 91.8239 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Вопрос:

Просим разъяснить вопросы проведения выездной налоговой проверки.

1. Принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в приказе по заполнению части 1 распоряжения о проведении выездной налоговой проверки, а также отсутствие в НК РФ такой формулировки как «комплексная выездная проверка», имеет ли право налоговая инспекция в части 1 решения о проведении выездной налоговой проверки указать в качестве основания «в связи с проведением комплексной выездной налоговой проверки»?

2. Правомерно ли привлечение сотрудников вышестоящего налогового органа (включения в состав проверяющих) нижестоящей налоговой инспекцией на основании Решения, подписанного заместителем Руководителя территориальной ИФНС, к проведению выездной налоговой проверки (в настоящее время проводится первичная выездная налоговая проверка)?

Налоговая инспекция приводит довод о том, что «привлечение к проведению выездной налоговой проверки может быть поручено сотрудникам любых налоговых органов» и «привлечение к проведению выездной налоговой проверки должностных лиц разных налоговых органов законом не запрещено». Руководитель любой инспекции, по мнению проверяющих, может самостоятельно издавать обязательные решения для сотрудников иных налоговых органов, в том числе управления федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации.

Вместе с тем, в силу пункта 3 статьи 30 НК РФ налоговые органы действуют исключительно в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании какого правового акта нижестоящий налоговый орган (инспекция) имеет право включать в состав проверяющих выездной налоговой проверки сотрудников вышестоящего налогового органа (например, регионального управления)?

Ответ:

В соответствии с обращением Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов проводятся налоговыми органами в виде камеральных налоговых проверок и выездных налоговых проверок.

Кодекс не предусматривает проведение комплексных выездных налоговых проверок как самостоятельного вида проверок, отличного от выездных налоговых проверок. В правоприменительной практике при указании о проведении комплексной выездной налоговой проверки в отношении организации предусматривается проведение выездной налоговой проверки такой организации с одновременной проверкой ее филиалов, представительств и иных обособленных подразделений.

Представляется, что дополнительное указание в решении о проведении выездной налоговой проверки в отношении организации об ее комплексном охвате не нарушает права этой организации и не является основанием для отмены такого решения.

Пунктом 1 статьи 89 Кодекса установлено, что выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Налоговый орган, уполномоченный на вынесение решения о проведении выездной налоговой проверки, определен пунктом 2 статьи 89 Кодекса.

Названным пунктом также определен перечень сведений, которые должны указываться в решении о проведении выездной налоговой проверки, в том числе сведения о предмете проверки, периоде, за который она проводится, должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки выносится в утвержденной ФНС России форме (Приказ ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@), согласно которой в решении указывается руководитель проверяющей группы (бригады), должностные лица налогового органа, которым поручается проведение такой проверки, а также сотрудники органа внутренних дел (в случае их участия в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Кодекса).

Так, например, при проведении выездной налоговой проверки организации, имеющей филиалы, представительства, иные обособленные подразделения в состав проверяющей группы (бригады) могут включаться должностные лица налоговых органов по местам нахождения соответствующих обособленных подразделений, а также должностные лица вышестоящих налоговых органов. При проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков в состав проверяющей группы (бригады) могут включаться должностные лица налоговых органов по местам нахождения участников такой группы и должностные лица иных налоговых органов.

Вопросы о формировании состава проверяющих групп (бригад) не является предметом регулирования Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 30 Кодекса и статьи 1 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.

Осуществление такого контроля является главной задачей всех налоговых органов.

Налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, действуя в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сложившаяся многолетняя практика формирования проверяющих групп (бригад), проводящих выездные налоговые проверки, не направлена на нарушение прав проверяемых лиц.




Директор
Департамента налоговой
и таможенной политики
А. В. Сазанов

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно