Курс ЦБ на 14 мая 2024 года
EUR: 98.8486 USD: 91.633 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Вопрос:

Подотчетными лицами организации за наличный расчет в организациях розничной торговли приобретаются хозяйственные товары, предназначенные для использования в деятельности предприятия. К авансовым отчетам прилагаются товарные и кассовые чеки, в которых выделена сумма НДС.

1. Вправе ли организация принять к вычету НДС, предъявленный продавцом – организацией розничной торговли на основании товарного и кассового чека при отсутствии счета фактуры? Каким образом в этом случае производится запись в книге покупок в части указания кода вида операции, а также номера и даты счета-фактуры продавца?

2. Если право на налоговый вычет у покупателя отсутствует, подлежит ли сумма НДС, предъявленная продавцом – организацией розничной торговли на основании товарного и кассового чека, включению в состав расходов при налогообложении прибыли у покупателя – юридического лица?

Ответ:

В связи с письмами по вопросу вычета налога на добавленную стоимость по товарам, приобретенным за наличный расчет в розничной торговле сотрудниками организации, на основании кассовых чеков, в которых сумма налога выделена отдельной строкой, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

Согласно пункту 1 статьи 172 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) вычеты сумм налога на добавленную стоимость производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при продаже товаров (работ, услуг, имущественных прав), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров в Российскую Федерацию, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 – 8 статьи 171 Кодекса.

Указанными пунктами статьи 171 Кодекса предусмотрены особенности вычета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных налогоплательщиком непосредственно в бюджет, а также сумм налога, уплаченных сотрудниками организации в составе командировочных и представительских расходов.

Таким образом, особенности вычета сумм налога на добавленную стоимость в отношении товаров, приобретаемых в розничной торговле, Кодексом не предусмотрены. В связи с этим суммы налога по товарам, приобретенным в розничной торговле, без наличия счетов-фактур к вычету не принимаются.

Что касается включения указанных сумм налога в состав расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, то согласно пункту 1 статьи 170 Кодекса суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), если иное не установлено положениями главы 21 Кодекса, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи Кодекса.

Пунктом 2 статьи 170 Кодекса установлено, что суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в случаях, перечень которых установлен данным пунктом статьи 170 Кодекса.

Отсутствие у налогоплательщика документов, в том числе счетов-фактур, подтверждающих его право на применение вычета по налогу на добавленную стоимость, указанным перечнем не предусмотрено. Поэтому оснований для включения данного налога в стоимость товаров (работ, услуг) при налогообложении прибыли в этих случаях не имеется.

Учитывая изложенное, организация не вправе учесть в составе расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций сумму налога на добавленную стоимость, предъявленную покупателю и указанную в кассовом чеке при приобретении товаров в розничной торговле, и не принятую к вычету в целях налога на добавленную стоимость.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 7 августа 2007 года № 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.



Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенной политики
О. Ф. Цибизова

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно