Вопрос:
Я являюсь индивидуальным предпринимателем с 2004 года, нахожусь на системе налогообложения ЕНВД, занимаюсь грузоперевозками ОКВЭД 64.24.2 «Деятельность автомобильного грузового неспециализированного транспорта».
Имею в собственности один грузовой автомобиль, грузоподъемностью 10 тонн, сам являюсь водителем, наемных работников не имею.
В начале этого года я как исполнитель заключил с индивидуальным предпринимателем (заказчиком) договор на «оказание автотранспортных услуг», оплата почасовая. В течение года услуги оказывались, оплата производилась. Договор действителен до 31 декабря 2014 года.
Сейчас этот индивидуальный предприниматель сообщил мне, что с 2015 года будет заключать со мной другой договор «Договор аренды транспортного средства с экипажем», в котором я являюсь Арендодателем, а он является арендатором.
В пункте «Предмет договора» указано: «По настоящему договору Арендодатель обязуется предоставить Арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. Цель использования транспортного средства – коммерческая деятельность».
В пункте «Арендная плата» указана стоимость арендной платы в час фактической работы транспортного средства (без НДС).
В связи с этим, у меня вопрос:
Смогу ли я оставаться на системе налогообложения ЕНВД, ведь я сам, как и раньше, буду являться водителем на своем собственном автомобиле, без каких-либо наемных работников?
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и на основании полученной информации сообщает следующее.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) установлено, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемой организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
При этом определение понятия «автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов» в Кодексе отсутствует.
В то же время пунктом 1 статьи 11 Кодекса предусмотрено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Так, договорные отношения в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров регулируются нормами главы 40 «Перевозка» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Исходя из главы 40 ГК РФ под предпринимательской деятельностью в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов следует понимать предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием платных услуг по перевозке пассажиров и грузов на основе соответствующих договоров перевозки.
Согласно статье 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа – также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа (статья 786 ГК РФ).
Таким образом, в целях применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов организация и (или) индивидуальный предприниматель должны оказывать данные услуги по договору перевозки в его гражданско-правовом смысле, то есть в соответствии с нормами главы 40 ГК РФ.
Предпринимательская деятельность по передаче во временное владение и пользование транспортных средств с экипажем регулируется нормами главы 34 «Аренда» ГК РФ об аренде транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации.
В соответствии со статьей 632 ГК РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Учитывая изложенное, а также в связи с тем, что исходя из договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем на арендодателя не возлагаются обязанности по оказанию от своего имени услуг, связанных с перевозкой пассажиров и грузов, данный вид деятельности не относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и (или) грузов и, соответственно, не может быть переведен на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
В отношении указанной предпринимательской деятельности применяются иные режимы налогообложения.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р. А. Саакян