ОАО (далее по тексту – Общество) просит дать письменные разъяснения по вопросу правомерности возмещения НДС по работам, выполненным подрядчиками на объекте культурного наследия.
Обществу принадлежит на праве собственности объект недвижимого имущества, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, что подтверждается справкой, выданной Министерством культуры РФ 16.08.2012.
В настоящее время на объекте осуществляется комплекс строительных и реставрационных работ для приспособления объекта к современному использованию.
Согласно пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.
По выполненным на объекте работам подрядчики предъявляют Обществу счета-фактуры с выделенными в них суммами НДС.
На основании п. 5 ст. 173 НК РФ не являющиеся налогоплательщиками или налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, а также налогоплательщики при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, исчисляют и уплачивают в бюджет НДС в случае выставления ими покупателям счетов-фактур с выделением суммы налога.
В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик (в данном случае – Общество) вправе уменьшить общую сумму исчисленного им налога на добавленную стоимость при реализации товаров на суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации на основании выставленных продавцами (подрядчиками) счетов-фактур (п. 1 ст. 172 НК РФ) и исчислить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, в порядке, установленном ст. 173 НК РФ: сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст. 166 НК РФ.
Правомерно ли в данной ситуации применение вычетов по НДС Обществом, учитывая:
– наличие счетов-фактур подрядчиков с выделенными суммами НДС;
– уплату подрядчиками выделенных в счетах-фактурах сумм НДС в бюджет;
– принятие работ (услуг) к учету и использование их в облагаемой НДС деятельности Обществом?
Ответ:
В связи с письмом по вопросу принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных подрядными организациями по работам, выполненным на объекте культурного наследия, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
Подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) предусмотрено освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.
Реализация указанных работ (услуг) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов:
справки об отнесении объекта к объектам культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или справки об отнесении объекта к выявленным объектам культурного наследия, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
копии договора на выполнение указанных работ.
Согласно пункту 5 статьи 149 Кодекса налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 2 статьи 149 Кодекса, в том числе вышеуказанным подпунктом 15, обязан применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении таких операций.
На основании пункта 5 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».
В соответствии с пунктом 2 статьи 169 Кодекса счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 данной статьи Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога на добавленную стоимость к вычету.
Таким образом, счета-фактуры, выставленные по работам, освобождаемым от налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с вышеуказанным подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса, с указанием сумм налога на добавленную стоимость, по нашему мнению, являются составленными с нарушением действующего порядка. Поэтому суммы налога на добавленную стоимость, указанные в таких счетах-фактурах, к вычету не принимаются.
Одновременно отмечаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 7 августа 2007 года № 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н. А. Комова