Курс ЦБ на 26 апреля 2024 года
EUR: 98.7079 USD: 92.1314 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Письмо Министерства финансов РФ от 22.08.2013 № 03-01-11/34511

Вопрос:

На мое обращение по порядку реорганизации ГУ путем присоединения к ГКУ получен ответ от 11.07.2013 № 03-01-11/27054, в котором ссылкой на принадлежность указанных учреждений к государственным учреждениям дается ответ о нецелесообразности применения рекомендаций, содержащихся в Письме Министерства финансов Российской Федерации от 16.06.2003 № 03-01-01/08-176.

Прошу пояснить нецелесообразность применения разъяснений Письма Минфина от 16.06.2003 № 03-01-01/08-176 к порядку проведения реорганизации в форме присоединения государственными учреждениями субъектов Российской Федерации, а именно, нецелесообразность порядка проведения реорганизационных мероприятий, таких как:

1. Принятие учредителем учреждения решения о реорганизации учреждений;

2. Создание органа (комиссии), уполномоченного учредителем на реорганизацию с назначением председателя органа (комиссии) при реорганизации органа или учреждения, который уполномочен на реорганизацию, публикацию о реорганизации органа или учреждения в порядке аналогичном для ликвидационной комиссии;

3. Проведение инвентаризации активов и обязательств;

4. Составление промежуточного баланса по реорганизуемому органу или учреждению в объеме форм годового бухгалтерского отчета, установленных Министерством финансов Российской Федерации на дату начала проведения реорганизации;

5. Проведение органом (комиссией), уполномоченным учредителем на реорганизацию, расчетов с дебиторами и кредиторами, передача материальных ценностей, до составления передаточного или разделительного баланса.

6. Составление по завершении всех расчетов по активам и обязательствам, но не позднее установленного учредителем срока окончания реорганизационных мероприятий, органом (комиссией), уполномоченным на реорганизацию, передаточного или разделительного баланса по реорганизуемому органу или учреждению на установленную учредителем дату реорганизации в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации.

7. Упразднение органа (комиссии), уполномоченной на реорганизацию, не ранее срока представления оформленного в установленном порядке передаточного или разделительного балансов.

8. Представление учредителю передаточного или разделительного баланса и актов приемки-передачи активов и обязательств реорганизуемого учреждения.

Мое мнение относительно порядка проведения реорганизационных мероприятий и обязательности соблюдения порядка, указанного в пп. 1 – 8 выше по тексту обращения, основывается на п. 5 письма Министерства финансов Российской Федерации, в котором указано, что проведение мероприятий по реорганизации и ликвидации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляется в порядке, аналогичном порядку проведения реорганизационных мероприятий для федеральных бюджетных учреждений в Письме Минфина России от 16.06.2003 № 03-01-01/08-176.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом бюджетной методологии рассмотрел обращения и сообщает следующее.

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 16 июня 2003 года № 03-01-01/08-176 содержит разъяснения порядка проведения реорганизации и ликвидации федеральных органов исполнительной власти и федеральных учреждений и отражения указанных процедур и их результатов при исполнении федерального бюджета и в бухгалтерском учете и отчетности учреждений.

Согласно пункту 5 вышеуказанного письма Министерства финансов Российской Федерации проведение мероприятий по реорганизации и ликвидации учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, осуществляется в аналогичном порядке.

В то же время необходимо учитывать следующее.

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ).

Статьей 1 Федерального закона № 402-ФЗ определено, что бухгалтерский учет это формирование документированной систематизированной информации об объектах учета и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. В соответствии с пунктом 3 статьи 6 указанного Федерального закона бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации.

При этом статьей 7 Федерального закона № 402-ФЗ определено, что руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Таким образом, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности в случае реорганизации осуществляется главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое в соответствии с законодательством возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета.

Пунктом 4 статьи 14 Федерального закона № 402-ФЗ предусмотрено, что состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Порядок составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений определен Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (далее – Инструкция), утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 № 33н. Указанный приказ размещен на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в разделе «Бухгалтерский учет государственного сектора» http://www.minfin.ru.

В соответствии с положениями пунктов 75-76 Инструкции в случае проведения реорганизации, бухгалтерская отчетность формируется и представляется на дату проведения в следующем составе:

Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф.0503830);

Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);

Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);

Отчет об исполнении плана учреждения по финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);

Отчет о принятых учреждением обязательствах (ф. 0503738);

Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);

Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760).

Согласно пункту 77 Инструкции бухгалтерская отчетность представляется учредителю, в ведении которого находился реорганизуемый субъект отчетности до принятия решения о его реорганизации и органу исполнительной власти, принявшему решение о его реорганизации.

В соответствии с пунктом 77 Инструкции данные, отраженные в отчетности реорганизуемого субъекта отчетности, должны быть подтверждены инвентаризацией активов и обязательств.

Пунктом 80 Инструкции предусмотрено, что пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760) при реорганизации учреждения формируется в составе форм, предусмотренном для годовой отчетности. Дополнительно в текстовой части Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760) учреждением раскрываются сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого субъекта отчетности в отношении всех кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые в суде, а также иная информация, существенная для учредителя, соответствующего финансового органа, характеризующая показатели деятельности реорганизуемого субъекта отчетности за отчетный период.

Кроме того, требование об обязательности проведения инвентаризации активов и обязательств, в том числе перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса при реорганизации организации, содержат положения пункта 3 статьи 11 Федерального закона № 402-ФЗ. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (далее – Методические указания) утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49.

В соответствии с пунктом 2.2 Методических указаний для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации (пункт 2.3 Методических указаний). При этом считаем, что при проведении инвентаризации в случае реорганизации в форме присоединения в состав инвентаризационной комиссии целесообразно включать представителей учреждения – правопреемника.

Порядок оформления передаточного акта, а также состав лиц, ответственных за его оформление, утверждается локальными правовыми актами учреждения. Передаточный акт подписывается учреждением правопреемником и реорганизуемым учреждением. Учреждение-правопреемник принимает активы и обязательства, кассовые и фактические расходы реорганизованного учреждения на основании передаточного акта и отражает их на дату окончания реорганизации в главной книге и регистрах бухгалтерского учета, а также в бухгалтерской отчетности с начала года.

Учитывая изложенное, полагаем, что в состав документов, передаваемых учреждению-правопреемнику должны быть включены формы бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с положениями пунктов 75 – 80 Инструкции.



Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В. Разгулин

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно