Курс ЦБ на 19 апреля 2024 года
EUR: 100.532 USD: 94.0922 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Письмо Министерства финансов РФ от 29.03.2012 № 03-03-06/1/163

Вопрос:

ООО строит прогулочные суда (ОКВЭД 35.1). В 2008 году компания начала строительство судна нового проекта на собственные средства, надеясь впоследствии найти заказчика. Вследствие финансового кризиса компания не смогла продолжать строительство на собственные средства и производство было приостановлено.

К моменту принятия данного решения силами подрядной организации из материала компании была изготовлена часть корпуса судна, а именно, стальные металлические конструкции общей массой 122 тоны. Кроме того, компания понесла расходы по выплате заработной платы работникам, занятым на строительстве данного проекта, материальные расходы в виде стоимости материалов, использованных для строительства, а также иные расходы, относящиеся в соответствии с учетной политикой компании к прямым расходам на производство продукции.

Так как, несмотря на активные поиски заказчика (публикации в специализированных журналах, в интернете, участие в специализированных выставках), к концу 2011 года заказчик на данное судно так и не был найден, в декабре 2011 года было принято решение о прекращении строительства судна данного проекта.

Можно ли в целях налогового учета в данном случае списать расходы на прекращенное строительство как затраты на производство, не давшее продукции в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 265 НК РФ?

Так же просим разъяснить, нужно ли восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету по товарам (работам, услугам), приобретенным для производства, не давшего продукции.

Так как полученные в результате работ по строительству судна металлические конструкции не могут быть использованы для производства другой продукции, их планируется продать как металлолом. Применяется ли в данном случае пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, согласно которому не подлежит налогообложению реализация лома и отходов черных и цветных металлов?

Если в данном случае применяется пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, то как определить сумму НДС, которая не подлежит вычету в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ и должна быть отражена в графе 4 по строке 010 Раздела 7 Налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке учета затрат на производство, не давшее продукции, и сообщает следующее.

В части налога на прибыль организаций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 265 НК РФ к внереализационным расходам, не связанным с производством и реализацией, относятся затраты на аннулированные производственные заказы, а также затраты на производство, не давшее продукции. Признание расходов по аннулированным заказам, а также затрат на производство, не давшее продукции, осуществляется на основании актов налогоплательщика, утвержденных руководителем или уполномоченным им лицом, в размере прямых затрат, определяемых в соответствии со статьями 318 и 319 НК РФ.

Сумма расходов по акту организации должна быть подтверждена первичными документами, оформленными надлежащим образом в соответствии с установленными требованиями.

Таким образом, расходы на прекращенное строительство в качестве затрат на производство, не давшее продукции, учитываются, если имеется экономическая обоснованность в таких расходах, наличие у организации соответствующих оправдательных документов, служащих основанием для признания таких расходов, а также связь с деятельностью организации, направленной на получение доходов.

Одновременно сообщаем, что налогоплательщик самостоятельно учитывает в целях налогового учета доходы и расходы при соблюдении норм законодательства о налогах и сборах.

Бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы (Определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 № 320-О-П).

В части налога на добавленную стоимость.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.

На основании пунктов 2 и 3 статьи 170 НК РФ налог на добавленную стоимость подлежит восстановлению в случаях, если приобретенные товары (работы, услуги), в том числе основные средства, не используются для операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету по товарам (работам услугам), приобретенным для производства, не давшего продукции, а также для операций, освобождаемых от налогообложения, подлежат восстановлению.

Что касается применения подпункта 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ, согласно которому не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость операции по реализации лома и отходов черных и цветных металлов, то в соответствии с пунктом 6 данной статьи НК РФ перечисленные в статье 149 НК РФ операции не подлежат налогообложению при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, лицензий на ведение деятельности, лицензируемой на основании законодательства Российской Федерации. Вопрос лицензирования деятельности по заготовке и реализации лома черных и цветных металлов к компетенции Департамента не относится.



Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В. Разгулин

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно