Курс ЦБ на 26 апреля 2024 года
EUR: 98.7079 USD: 92.1314 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Письмо Министерства финансов РФ от 15.09.2011 № 03-03-06/1/553

Вопрос:

ЗАО осуществляет розничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами.

Все товары приобретаются для деятельности, направленной на получение дохода, а именно – с целью их дальнейшей перепродажи.

Часть такой продукции к моменту истечения срока годности оказывается нереализованной.

В соответствии со ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи п. 2 ст. 472 ГК РФ. В соответствии со п. 2 ст. 472 ГК РФ товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности.

Согласно п. 4 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» на продукты питания товары бытовой химии и т. д. изготовитель обязан устанавливать срок годности – период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Из п. 5 ст. 5 Закона РФ № 2300-1 следует прямой запрет на реализацию товаров с истекшими сроками годности. Аналогичные требования содержатся в Федеральном законе № 29-ФЗ (п. 2 ст. 3), санитарно-эпидемиологических требованиях к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов (СП 2.3.6.1066-01); в гигиенических требованиях к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов (СанПиН 2.3.2.560-96) и прочих документах.

Согласно ст. 24, 25 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» некачественные и опасные пищевые продукты, признаваемые таковыми в соответствии с п. 2 ст. 3 данного Федерального закона, подлежат изъятию из оборота. Изъятые из оборота некачественные и опасные пищевые продукты подлежат соответствующей экспертизе в целях определения возможности уничтожения или утилизации таких пищевых продуктов.

В то же время в соответствии с позицией Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека продукция с истекшим сроком реализации не подлежит санитарно-гигиенической экспертизе, так как заведомо является недоброкачественной.

Таким образом, продавцы обязаны утилизировать товары с истекшим сроком годности путем уничтожения.

Учитывая изложенное, организация считает, что расходы в виде стоимости товаров с истекшим сроком годности, а также расходы, связанные с уничтожением такой продукции, могут быть учтены для целей исчисления налога на прибыль при условии, что данные расходы произведены в рамках предпринимательской деятельности и документально подтверждены. При этом наличие результатов санитарно-гигиенической экспертизы не является обязательным для документального подтверждения расходов.

В своем последнем Письме от 05.03.2011 № 03-03-06/1/121 касательно данного вопроса Министерство финансов разъяснило, что расходы в виде стоимости товаров с истекшим сроком годности, а также расходы, связанные с уничтожением таких товаров, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при условии, что данные расходы произведены в рамках предпринимательской деятельности и документально подтверждены надлежащим образом.

Каков порядок учета для целей налога на прибыль расходов в виде стоимости товаров с истекшим сроком годности, а также расходов, связанных с уничтожением такой продукции?

Какие документы свидетельствуют о надлежащем подтверждении данных расходов?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов на утилизацию продовольственных и непродовольственных товаров с истекшим сроком годности и сообщает следующее.

На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно пункту 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1) на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности – период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.

В силу пункта 5 статьи 5 Закона № 2300-1 продажа товара по истечении установленного срока годности запрещается.

В соответствии с положениями Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» некачественные и опасные пищевые продукты, признаваемые таковыми в соответствии с пунктом 2 статьи 3 указанного Закона, подлежат изъятию, уничтожению или утилизации.

Учитывая изложенное, расходы в виде стоимости товаров с истекшим сроком годности могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при условии, что обязанность налогоплательщика по уничтожению или утилизации конкретных категорий товаров предусмотрена законодательством. Кроме того, данные расходы должны быть произведены в рамках предпринимательской деятельности и документально подтверждены надлежащим образом.

Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.




Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В. Разгулин

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно