Курс ЦБ на 28 марта 2024 года
EUR: 100.27 USD: 92.5919 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Письмо Министерства финансов РФ от 21.07.2010 № 03-03-06/1/477

Вопрос:

Организация (завод) на основании договоров купли-продажи приобрела компрессор на сумму 211 865 руб. без НДС и станки токарные, горизонтально-расточные и плоско-шлифовальные, всего 9 шт. на общую сумму 1 949 153 руб. без НДС. Приобретенные основные средства на основании соответствующих приказов генерального директора завода, актов по форме ОС-1 были приняты к учету и введены в эксплуатацию: компрессор – с 25.05.2007, станки – с 31.08.2007. Оплата в адрес продавца произведена на его расчетный счет с расчетного счета организации. Приобретенные основные средства отвечают всем признакам амортизируемого имущества.

Налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки сделан вывод об отсутствии реального осуществления деятельности контрагента организации, у которого приобретены основные средства. В связи с данным фактом налоговым органом исключены из состава расходов амортизационные начисления по вышеперечисленным объектам.

При этом налоговым органом факт наличия станков и использование их в деятельности не отрицается. Замечаний к исчислению налога на имущество у налогового органа по данным основным средствам также нет.

Кроме того, нормы НК РФ по начислению амортизации позволяют начислять амортизацию на основные средства, как полученные на безвозмездной основе, так и выявленные в ходе инвентаризации, т. е. даже тогда, когда нет фактических затрат на их приобретение либо источник их приобретения не установлен.

Вправе ли организация в целях исчисления налога на прибыль начислять амортизацию в случае, если налоговым органом не оспаривается наличие, стоимость и использование в деятельности основных средств, но имеются претензии к продавцу указанных основных средств?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли сумм начисленной амортизации и сообщает, что в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Консультирование указанных лиц по выбору наиболее оптимального для налогоплательщика порядка уплаты налога, проведение экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, методик оценки показателей хозяйственной деятельности этих лиц, а также оценка конкретных хозяйственных операций к обязанностям Минфина России не относятся.

Одновременно сообщаем следующее.

В соответствии со ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) амортизируемым имуществом в целях гл. 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

По вопросу о добросовестности налогоплательщика при заключении сделок сообщается следующее.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены Кодексом, оформленные надлежащим образом документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, другие документы, необходимые для налоговых проверок (пп. 6 п. 1 ст. 23, пп. 1 п. 1 ст. 31, ст. 88, п. 9 и 12 ст. 89, ст. 93 и 93.1 Кодекса).

Представляется, что меры, включающие в себя получение налогоплательщиком от контрагента копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, проверку факта занесения сведений о контрагенте в Единый государственный реестр юридических лиц, получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента, предпринимаемые налогоплательщиком в целях подтверждения добросовестности его контрагента, свидетельствуют о его осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

Согласно п. 1, 7 и 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики.

Если суд на основании оценки представленных налоговым органом и налогоплательщиком доказательств придет к выводу о том, что налогоплательщик для целей налогообложения учел операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, суд определяет объем прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции.

Установление судом наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.




Заместитель директора
Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ
С. В. Разгулин

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно