Вопрос:
Согласно п. 2.17 Положения ЦБ РФ о безналичных расчетах в РФ от 03.10.2002 № 2-П получатели средств (взыскатели) вправе отозвать расчетные документы, принятые банком в порядке расчетов по инкассо (платежные требования, инкассовые поручения), не оплаченные из-за недостаточности средств на счете клиента и помещенные в картотеку по внебалансовому счету № 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок». В банк поступают заявления налоговых органов об отзыве инкассовых поручений, которые были направлены в банк другими налоговыми органами. Вправе ли территориальный орган ФНС России направить в банк заявление об отзыве инкассовых поручений, которые были направлены в банк другим территориальным органом ФНС России?
Ответ:
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о полномочиях налоговых органов по отзыву инкассовых поручений и сообщается следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.
Исходя из смысла указанного пункта поручение на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации сумм налогов оформляется и направляется в банк тем налоговым органом, который вынес решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке. Следовательно, этот же налоговый орган вправе отозвать указанное поручение.
Пунктом 2.17 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации от 03.10.2002 № 2-П, утвержденного Центральным банком Российской Федерации, предусмотрено, что получатели средств (взыскатели) вправе отозвать свои расчетные документы, принятые банком в порядке расчетов по инкассо (платежные требования, инкассовые поручения), не оплаченные из-за недостаточности средств на счете клиента и помещенные в картотеку по внебалансовому счету № 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок».
Согласно п. 1 ст. 30 Кодекса и ст. 1 и 2 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
В силу п. 3 ст. 31 Кодекса вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.
Учитывая изложенное, полагаем, что отзыв поручения на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств со счета налогоплательщика может осуществляться как налоговым органом, направившим в банк такое поручение, так и налоговым органом, не направлявшим указанное поручение, например налоговым органом – правопреемником в связи с реорганизацией налогового органа, направившего в банк поручение.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ
С. В. Разгулин