Курс ЦБ на 25 ноября 2024 года
EUR: 107.425 USD: 102.576 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 21%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Автономные учреждения

Вопрос:

Прошу разъяснить, как учитывается обновление программного обеспечения в автономном учреждении? …

Ответ:

1. Согласно п. 10.2.6. Порядка № 209н на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221 – 225, 227 – 229 КОСГУ, в том числе:

Читать далее
Вопрос:

Прошу разъяснить, как учитывается обновление программного обеспечения в автономном учреждении.
1. Имеются ли отличия в учете, если на обновление выдается отдельный установочный диск (дистрибутив)? В соответствии с учетной политикой приобретение дистрибутивов учитывается как услуги.
2. Должно ли учреждение учитывать обновление ПО в качестве расходов будущих периодов либо списывать на расходы текущего периода?
3. Должно ли обновление ПО (дистрибутив либо при отсутствии материального носителя) учитываться на забалансовом счете 01 и каким образом: как отдельный объект учета либо увеличивать стоимость обновляемого ПО, учтенного на 01 счете.
4. Должны ли учитываться на забалансовом счете 01 услуги по изготовлению ключа ЭЦП (на отдельном носителе или без него)?

Ответ:

1. Согласно п. 10.2.6. Порядка № 209н на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221 – 225, 227 – 229 КОСГУ, в том числе: услуги в области информационных технологий:
– приобретение неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе приобретение пользовательских, лицензионных прав на программное обеспечение, приобретение и обновление справочно-информационных баз данных;
– обеспечение безопасности информации и режимно-секретных мероприятий;
– услуги по защите электронного документооборота (поддержке программного продукта) с использованием сертификационных средств криптографической защиты информации;
– периодическая проверка (в том числе аттестация) объекта информатизации (автоматизированного рабочего места) на соответствие специальным требованиям и рекомендациям по защите информации, составляющей государственную тайну, от утечки по техническим каналам;
Согласно положениям федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, в целях достоверного раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности информация об объектах бухгалтерского учета, фактах хозяйственной жизни должна быть предоставлена в соответствии с экономической сущностью фактов хозяйственной жизни, а не только их правовой формой.

Таким образом, в случае если на обновление выдается отдельный установочный диск (дистрибутив), такие расходы отражаются по подстатье 226 КОСГУ, т. к. предметом хозяйственной операции является именно обновление программного продукта независимо от наличия установочного диска, который является только носителем.

2. Согласно п. 302 Инструкции № 157н для учета сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам предназначен счет 401 50 «Расходы будущих периодов».
В частности, на этом счете в случае, когда учреждение не создает соответствующий резерв предстоящих расходов, отражаются расходы, связанные:
приобретением неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов;
иными аналогичными расходами.

К вашему сведению: В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 1225 ГК РФ программы для ЭВМ признаются результатами интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана.
По лицензионному договору одна сторона – обладатель исключительного права на программное обеспечение (лицензиар) предоставляет другой стороне (лицензиату) право использования программного обеспечения в предусмотренных договором пределах. Лицензионный договор заключается в письменной форме (п. п. 1, 2 ст. 1235 ГК РФ).
Заключение лицензионного договора не влечет за собой перехода исключительного права к бюджетному учреждению (лицензиату) (п. 1 ст. 1233 ГК РФ). Выплата лицензиару вознаграждения по условиям договора, может производиться в форме фиксированного разового платежа (п. 4 ст. 1286 ГК РФ).
В случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет (абз. 2 п. 4 ст. 1235 ГК РФ).
С учетом вышесказанного считаем, что на счете 2 401 50 226 учитываются расходы на приобретение неисключительных лицензионных прав пользования программным обеспечением в течение нескольких отчетных периодов.
Следовательно, расходы на обновление имеющегося в учреждении программного продукта не относятся к расходам будущих периодов и подлежат отражению на счете 109 хх ххх.

3. Согласно п. 333 Инструкции № 157н забалансовый счет 01 «Имущество, полученное в пользование» предназначен для учета: неисключительных прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности.
Объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на забалансовом счете на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником).
Выбытие объекта с забалансового учета при возврате имущества балансодержателю (собственнику), прекращении права пользования, принятии объекта к бухгалтерскому учету в составе нефинансовых активов отражается на основании акта приемки-передачи, подтверждающего принятие балансодержателем (собственником) объекта, по стоимости, по которой они ранее были приняты к забалансовому учету.
Согласно п. 66 инструкции № 157н нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. При этом платежи учреждения (лицензиата) за предоставленное ему право использования результатов интеллектуальной деятельности (средств индивидуализации), производимые в виде периодических платежей (единовременного фиксированного платежа) согласно условиям договора, относятся на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года (расходов будущих периодов) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.
С учетом вышеизложенного, на забалансовый учет ставится права на программный продукт. Расходы на его обновление ПО (дистрибутив либо при отсутствии материального носителя) не учитываться на забалансовом счете 01 и не увеличивают стоимость обновляемого ПО, учтенного на забалансовом счете 01.

4. Согласно Федеральному закону от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»:
– электронная подпись – информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию;
– ключ электронной подписи – уникальная последовательность символов, предназначенная для создания электронной подписи;

Как правило, приобретение ЭЦП включает приобретение:
– сертификата ключа проверки ЭЦП;
– лицензии на право использования программного обеспечения;
– защищенного сертифицированного носителя.

Обращаем ваше внимание, что Минфин в Письме от 28.05.2019 № 02-06-05/38836 указал, что классификация активов с точки зрения отнесения к конкретной группе (объекту) учета осуществляется учреждением самостоятельно, исходя из норм действующего законодательства, регулирующего порядок признания результатов интеллектуальной деятельности, нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета, и представленных первичных учетных документов.
Таким образом, расходы оплату услуг по договору, включающему лицензию на права, по изготовлению ЭЦП (на отдельном носителе или без него) отражаются на забалансовом счете 01, на котором учитываются, в том числе неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности.
Если по договору ЭП будет использоваться в течение одного отчетного периода Расходы на приобретение ЭП можно единовременно списать на расходы (затраты) текущего финансового года только в случаях, предусмотренных учетной политикой. Например, если приобретается ключевой usb-носитель (токен или флешку) в рамках отдельного договора поставки, то его следует принять его к учету в составе основных средств или материальных запасов. К какой группе нефинансовых активов относить носитель, устанавливается в учетной политике (п. 38, 99 Инструкции № 157н).
В этом случае носитель не принимается к забалансовому учету.
Поэтому в случае если необходимо отдельно приобрести только носитель ЭЦП, то считаем, что его стоимость относится:
– или на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» – срок полезного использования составляет более 12 месяцев;
– или на подстатью 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ – срок полезного использования составляет менее 12 месяцев.

Скрыть

Бюджетные учреждения

Вопрос:

Необходимо ли составлять кассовый план бюджетному учреждению? В каком виде он должен быть? Кто подписывает и утверждает? …

Ответ:

Согласно ст. 165 БК РФ Министерство финансов Российской Федерации обладает в том числе следующими бюджетными полномочиями: организует исполнение федерального бюджета, устанавливает порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального

Читать далее
Вопрос:

Необходимо ли составлять кассовый план бюджетному учреждению? В каком виде он должен быть? Кто подписывает и утверждает?

Ответ:

Согласно ст. 165 БК РФ Министерство финансов Российской Федерации обладает в том числе следующими бюджетными полномочиями: организует исполнение федерального бюджета, устанавливает порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета, бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета и кассового плана исполнения федерального бюджета;
Приказом Минфина России от 09.12.2013 № 117н утвержден Порядок составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году (далее – Порядок).

Настоящий Порядок определяет:
– правила составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году (далее – кассовый план),
- состав и сроки представления главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее – участники процесса прогнозирования) сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана (далее – Сведения).

Кассовый план включает:
кассовый план исполнения федерального бюджета на текущий финансовый год;
кассовый план исполнения федерального бюджета на текущий месяц.

Согласно п. 1.3. Порядка составление и ведение кассового плана осуществляется Федеральным казначейством в информационных системах Федерального казначейства на основании Сведений, представляемых участниками процесса прогнозирования, с учетом имеющейся в Федеральном казначействе информации об операциях по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета, о кассовом исполнении федерального бюджета и показателях сводной бюджетной росписи федерального бюджета, с применением методов экспертной оценки и экстраполяции.

Федеральное казначейство представляет кассовый план в Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с настоящим Порядком одновременно со Сведениями, представленными участниками процесса прогнозирования, на основании которых сформирован кассовый план, за исключением Сведений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

Таким образом, кассовый план составляет Федеральное казначейство на основании сведений, предоставленных ГРБС. ГАБС. ГАИФБ. Составленный в утвержденном Минфином ПФ Порядке, кассовый план Федеральное казначейство представляет в Минфин. Следовательно, бюджетное учреждение не составляет кассовый план. Однако возможно, что ГРБС запросит какие-либо сведения, необходимые для его составления.

Скрыть

Казенные учреждения

Вопрос:

В казенном учреждении планируется провести мероприятие, на которое будут приглашены все, кто желает поучаствовать, т. е. население города. После мероприятия хотим …

Ответ:

Согласно ст. 165 БК РФ Министерство финансов Российской Федерации обладает в том числе следующими бюджетными полномочиями: организует исполнение федерального бюджета, устанавливает порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального

Читать далее
Вопрос:

В казенном учреждении планируется провести мероприятие, на которое будут приглашены все, кто желает поучаствовать, т.е. население города. После мероприятия хотим организовать чаепитие. Планируется купить чай, кофе, сахар, конфеты, печенье, пирожки, бутерброды. Встал вопрос, по какому КОСГУ оплачивать расходы, по 226 или 342?

Ответ:

В соответствии с п. 10.2.6. Порядка № 209н на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221 – 225, 227 – 229 КОСГУ, в том числе: услуги и работы по организации и проведению разного рода мероприятий путем оформления между заказчиком мероприятия и исполнителем договора на организацию мероприятия, предусматривающего осуществление исполнителем всех расходов, связанных с его реализацией (аренда помещений, транспортные и иные расходы);

Таким образом, расходы на приобретение продуктов могут относится на подстатью 226 КОСГУ в случае, если осуществляются по договору со сторонним исполнителем, предметом которого является «организация проведения мероприятия».

В то же время, если предметом договора является закупка чая, кофе, сахара, конфет печенья и т. п., то в этом случае применяется подстатья 342 «Увеличение стоимости продуктов питания» КОСГУ (п. 11.4.2. Порядка № 209н). Напомним, что на подстатью 342 относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) продуктов питания, в том числе продовольственные пайки, молочные смеси, лечебно-профилактическое питание, иные продукты питания.

Скрыть

Коммерческие организации

Вопрос.

Наша организация применяет ОСНО. Приобретаем ГСМ как товар т.е. для перепродажи. Иногда переводим ГСМ из статуса «Товары» (счет 41) в статус «ТМЦ» (счет 10) с целью …

Ответ:

В отношении ГСМ, использованного для заправки арендованного автотранспорта, не нужно восстанавливать НДС, если данный автотранспорт используется в деятельности, облагаемой НДС.

Читать далее
Вопрос:

Здравствуйте! Наша организация применяет ОСНО. Приобретаем ГСМ как товар т.е. для перепродажи. Иногда переводим ГСМ из статуса «Товары» (счет 41) в статус «ТМЦ» (счет 10) с целью использования ГСМ в текущей деятельности (заправка арендованного автотранспорта).
Нужно ли в этом случае восстанавливать сумму НДС по ГСМ, использованному для заправки арендованного автотранспорта?

Ответ:

В отношении ГСМ, использованного для заправки арендованного автотранспорта, не нужно восстанавливать НДС, если данный автотранспорт используется в деятельности, облагаемой НДС.

Обоснование. Необходимо отметить, что проводка Д10 К41 является не вполне корректной, она не предусмотрена Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

Однако в хозяйственной деятельности организаций, действительно, иногда появляется потребность использовать для собственных нужд товары, изначально приобретенные для перепродажи.

Согласно п. 7.1 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, в случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

Поэтому организация в учетной политике по бухгалтерскому учету целесообразно закрепить порядок перевода ГСМ из товаров в материалы, указав, например: На основании распоряжения руководителя об использовании ГСМ для заправки автотранспорта их фактическая себестоимость списывается в дебет счета 10 «Материалы», субсчет 10-1 «Сырье и материалы», с кредита счета 41 «Товары».

Случаи, когда необходимо восстановить НДС, ранее правомерно принятый к вычету, перечислены в п. 3 ст. 170 НК РФ. На это впервые указал ВАС РФ в Решении от 23.10.2006 № 10652/06. Его вывод признали и налоговики (например, Письмо ФНС России от 16.04.2018 № СД-4-3/7167@).

Среди этих случаев не указана прямо ситуация, когда НДС был принят к вычету при приобретении товаров, а позднее данный товар использован для собственных нужд налогоплательщика как материал.

Правда, надо иметь в виду, что суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), он должен восстановить в случае их использования для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС.

Восстановление НДС производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги) были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления таких операций.

Если автотранспорт, в том числе арендованный, используется в деятельности, облагаемой НДС, то НДС, предъявленный поставщиками в отношении поставленного ими ГСМ, принимается налогоплательщиком к вычету при соблюдении условий, предусмотренных гл. 21 НК РФ.

В такой ситуации отсутствуют основания для восстановления НДС по ГСМ, переведенному из товаров в материалы, использованному для собственных нужд.

Скрыть
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно